Метагалактический мегакинопортал
Неузнаваемая Сидни Суини за кадром фильма о боксёрше Кристи Мартин (фото) Звезда «Друзей» в ролике второго сезона антологии «Ужастики» по мотивам знаменитой книжной серии Р. Л. Стайна «Дэдпул и Росомаха» напоследок обошли по сборам первых «Мстителей» в домашнем прокате В Dead by Daylight продолжается крупная коллаборация с Castlevania Персонажи Киану Ривза, Идриса Эльбы и сразу два Джима Керри на постерах «Соника 3 в кино»

Великолепная афера

Matchstick Men

Симпатия

В наших сердцах угольком тлеет подозрение, что Ридли Скотт взялся за "Великолепную аферу" лишь для того, чтобы доказать себе и людям одну истину — он сумеет сделать фильм про мошенников не хуже Стивена Спилберга. Разумеется, в реальности создателя культового "Бегущего по лезвию бритвы", феерического "Черного ястреба" и прорвы других замечательных фильмов вряд ли посещали столь недостойные великого режиссера мысли, однако сознание — штука сложная. Единожды залетевшую в него скабрезную мысль порой приходится выпроваживать буквально взашей.

Словом, если Ридли и пытался перещеголять своего коллегу по киношному цеху, то удалось это ему не до конца. "Великолепная афера" вышла донельзя приятным фильмом, сказать о котором плохо не повернется язык даже у самого закоренелого циника, однако широкого признания публики, которым мог похвастаться спилберговский "Поймай меня, если сможешь", добиться ей так и не удалось. Что ж, бывает всякое.

Такая жизнь

Если попросить только что вышедшего из зала человека назвать одно-единственное прилагательное, наиболее точно характеризующее "Великолепную аферу", можно услышать много разных слов идентичной эмоциональной окраски. "Хороший", "милый", "добрый", "легкий", "симпатичный"… Последнее — в яблочко.

От всех героев этого фильма веет симпатичностью за версту. Аферист Рой и его напарник Фрэнк, несмотря на свой сугубо порочный род занятий, выглядят добрейшими и милейшими личностями, которые, казалось бы, в своей жизни и у мухи-цокотухи копейки не отберут. А между тем — по-черному кидают не банки, не беспринципных бизнесменов и даже не мегакорпорации, а самых обычных людей, у которых не хватает смекалки или жизненного опыта для того, чтобы дать достойный отпор всяким проходимцам.

И тем не менее — вот они, все в белом! Зритель смотрит, как Рой с Фрэнком объегоривают немолодую уже супружескую чету на приличную сумму денег (не то чтобы огромную, но все же явно ощутимую для семейного бюджета), и не испытывает к подлецам никакой неприязни. Наблюдает за тем, как эта парочка планирует серьезно кинуть какого-то предпринимателя с двумя детьми-тинейджерами и скверной привычкой не давать чаевых, затем с изумлением узнает, сколько денег нажил герой Николаса Кейджа неправедным трудом, и все еще считает его хорошим человеком.

Определенно, в этом ему, зрителю, помогает множество нажитых Роем неврозов вроде трехкратного хлопка дверью при ее открывании-закрывании, маниакальной страсти к чистоте, боязни открытых пространств и так далее, и тому подобное. Ненавидеть такого несчастного (строить грустное-прегрустное лицо Кейджу удается лучше всех на свете) и одновременно забавного, да еще и столь трогательно привязавшегося к своей дочери персонажа нормальный человек просто не в силах. Полно вам, господа! Наш Рой — просто душка.

Все будет

И надо же было такому случиться, что именно эта всепоглощающая симпатичность оказывается чуть ли не единственным недостатком фильма! Видите ли, в чем дело — когда на экране обитают исключительно приятные люди, моментом пропадает желание и способность им сопереживать. Иногда кажется — вот умри сейчас все "положительные" (без кавычек, сами понимаете, здесь никуда) и не очень герои страшной смертью, — и ничуть не расстроишься. Право же, какие мелочи. Бывают вещи и похуже.

С этим убийственным зарядом положительной энергии не может ничего поделать ни сценарист, который, разумеется, по ходу дела подкидывает Рою парочку крайне неприятных ситуаций, ни даже сам Ридли Скотт, который умудрился-таки снять "Великолепную аферу" в своей неповторимой манере (почерк режиссера чувствуется не так чтобы часто, но все же чувствуется). Остаются практически невостребованными и искренние усилия актеров выжать из зрителя хоть какие-то отличные от положительных эмоции (особенно хороша в своем амплуа милейшая Элисон Ломен в роли Анджелы), что совсем уж ни в какие ворота.

И все-таки, как уже упоминалось выше, "Великолепная афера" — фильм на удивление приятный. В чем-то удивительный, в чем-то трогательный, уж простите меня за эти бесконечно повторяющиеся прилагательные. Отсидев положенные два часа и ни разу не заскучав (тот же "Поймай меня, если сможешь" не мог похвастаться таким важным качеством, как "тотальная незанудность"), из кинозала выходишь в исключительно приподнятом настроении.

Жизнь хороша, жить хорошо… И далее по списку.

Поделиться:
Михаил Судаков
23 октября 2003

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
82%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Телеовощи – 576: Большая жопная кладь
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА – 608: Вылизанный из пальца
 
2Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
Ещё

Новые комментарии