Проблема нелегальной наркоторговли в США, похоже, достигла критической точки. Ежегодно американцы тратят на покупку дури около 60 миллиардов долларов. Около половины наркоманов в Штатах ВИЧ-инфицированные, 75% из них — афроамериканцы.
На борьбу с наркотрафиком правительство бросило лучшие силы: президент Дональд Трамп уже «заложил первый кирпич» в строительство великой американской стены на границе с Мексикой, а режиссёр Барри Дженкинс снял «Лунный свет» — историю чёрного парня, вынужденного выживать в Майями, где наркотики есть почти в каждом доме и где торговля наркотиками является единственным способом хорошо жить. При этом «Лунный свет» не поучительный фильм, снятый в назидание сошедшим с истинного пути подросткам, а честная история, хоть и на не впервые поднятую тему борьбы человека с жестокой реальностью. Лента предлагает зрителю поразмышлять над вопросом «Можно ли изменить судьбу?» и в итоге даёт свой, приземлённый и максимально афроамериканский ответ.
Фильм состоит из трёх частей. «Малой» — часть, в которой рассказывается о детстве главного героя, о его играх, о поисках человека, который смог бы объяснить мальчику, что с ним происходит и почему; по сути, о поисках отца. «Широн» — часть, в которой мальчик превращается в подростка, преодолевает издевательства одноклассников, справляется с обвинениями в гомосексуализме и наркоманией матери. «Чёрный» — заключительная часть, в которой, предварительно отсидев за побои, Широн становится мужчиной, внешне ничем не отличающимся от типичного чёрного из своего квартала, но сохранившим в душе робость беззащитного ребёнка в поисках отца. Какие решения он примет, как справится с проблемами, в какого человека его превратит криминальный район? Фильм даёт оценку современным реалиям чёрных кварталов, обозначая почти крепостную зависимость их жителей от денег, получаемых с продажи наркотиков.
Несмотря на то, что в «Лунном свете» раскрывается тема борьбы личности с социальной системой, характерная для многих обществ, фильм всё же остаётся глубоко американским. В США тема места геев в этом мире широко распространена и без цензуры освещается в фильмах и сериалах. Для далёкой от подобных повесток России проблема самоопределения гомосексуального афроамериканца может показаться чем-то из области фантастики. Чтобы сильнее сопереживать героям фильма, нужно быть или геем, или чернокожим — ну или чернокожим геем. Тем не менее, рядового российского зрителя картина тоже способна заинтересовать: она правдива, неплохо (хоть и слегка обрывочно), рассказана, красиво снята. Особый упор делается на эмоции, которые в основном раскрываются манерой съёмки, а не диалогами. Оператор потрудился на славу; пожалуй, лучшее, что есть в этом фильме, — картинка.
В целом «Лунный свет», получивший очень высокие оценки критиков у себя на родине, может не быть так обласкан российскими критиками и зрителями. Американские опинион-мейкеры пошли на поводу у социальной повестки в США. Там про геев снимают много, часто, иногда даже хорошо. У российского зрителя фильм не вызовет такого отклика, хотя бы потому что у нас встретить чернокожего гея-наркомана, отсидевшего за побои, довольно сложно даже в столице. Давайте предположим, что американские критики не смогли удержаться от положительных оценок, потому что иначе «Оскар» получился бы слишком белым, и закроем глаза на тот факт, что фильмов о взрослении, преодолении сложностей социального окружения и «гомо-дружбе» и до «Лунного света» было снято уже немало.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: