← Все рецензии | О фильме | Видео / 4 | Кадры | Постеры / 7 | Разное | Фанарт |
Скандинавия подарила миру огромное количество блондинок, фольклорных монстров и писателей-сказочников. Последний пункт особенно симптоматичен: традиционно богатая мифология выпестовала сотни захватывающих легенд, чему немало поспособствовали менталитет северных народов и сама природа. Там, где под мостами живут тролли, а в хвойных лесах обитают прекрасные хульдры с коровьими хвостами, тайна прячется под каждым камнем.
Даже древнескандинавская история сотворения мира со всеми её царствами льда и огня, великанами и гигантскими волками больше смахивает на эпичное фэнтези. Недаром в Норвегии обожают «Властелина колец». А ещё там весьма уважают детективный жанр — как логичное и суровое продолжение типичного скандинавского фольклора, изобилующего разнообразной нечистью, расчленёнкой и прочими художественными радостями. А как ещё разгонять холодную скандинавскую кровушку, при таких-то ценах на алкоголь?
Неудивительно, что пьющий детектив (двойное бинго!) Харри Холе из серии книг писателя и рок-музыканта Ю Несбё стал национальным достоянием Норвегии. Несбё не брезгует и сказками, однако известность ему принёс жанр типичного скандинавского детектива. Даже слишком типичного. В наличии все составляющие: поломанные семьи, несчастливые дети, кофе, неловкий секс в толстых свитерах, женщины-жертвы, старое доброе ультранасилие и вышеупомянутая расчленёнка. И вишенка на торте — алкоголизм главного героя.
Казалось бы, экранизируй не хочу. Что может пойти не так, если пригласить для работы над фильмом автора шведского хита «Впусти меня» Томаса Альфредсона, Мартина Скорсезе в качестве продюсера и британскую студию Working Title, ответственную за кучу отличных фильмов вроде райтовской трилогии «Кровь и мороженое»? Прямо скажем, не всё, но многое. Главная и самая страшная беда «Снеговика» — два оскароносных монтажёра в юбках: Тельма Скунмейкер и Клер Симпсон. Складывается впечатление, что они просто не смогли договориться между собой. И не удивляйтесь, если в монтажных склейках вам привидятся клочки выдранных женских волос. Всякое могло случиться.
К Альфредсону как к постановщику претензий нет. Он снимает очень проникновенно и атмосферно, смакуя каждый кадр (особенно пейзажи и норвежские достопримечательности вроде гипнотизирующего Вигеланд-парка в Осло). Но при этом не скатывается в чистую созерцательность, дабы сохранить динамику и голливудский лоск ленты. К тому же дальновидный швед уже свалил вину за провал на продюсеров и признался, что фильму недостаёт многих сцен.
Что касается Майкла Фассбендера, то к нему вопросов ещё меньше. Да, западные критики не преминут заметить, что Харри Холе из него как из ведра. Но мы-то знаем, что Фассбендер способен украсить своим присутствием даже кошачью драку — или экранизацию Assassin's Creed. Красавец-мужчина прописывает брутальное фаталити девичьим сердцам, даже не отрываясь от бутылки. Талант! Печаль в том, что «Снеговика» не спасает ничто прекрасное (даже лапочка Ребекка Фергюсон в сексуальных гетрах), ибо он захлёбывается проблемами технического характера.
То, что BadComedian назвал бы «мудацким российским монтажом», характерно для нетленок Enjoy Movies, но никак не для качественного зарубежного триллера. Более того, для качественного зарубежного триллера это совершенно непростительная хрень. Белоснежное тело фильма исполосовано красными рубцами нестыковок, ибо зачастую отсутствуют целые куски повествования. Как так? Почему герои совершают вещи, к которым не было абсолютно никаких предпосылок? Почему отношение персонажей к другим персонажам меняется на пустом месте? Где отснятый материал, и был ли он снят вообще?
Сцены не перетекают одна в другую, и порой это обусловлено стилистикой ленты. Но о каком стиле речь, когда зритель натурально путается в слайд-шоу, непрерывно мельтешащем на экране? Крупные планы тупо не позволяют понять, где закончилась одна сцена и началась другая. Тельма, Клер! Даже если режиссёр что-то там недоснял (или продюсеры запретили из финансовых соображений), вы-то как монтировали всю эту красоту? У вас на двоих две головы и две пары глаз, верно? Собак-поводырей в студии вроде тоже замечено не было. Так в чём же дело?
Бог с ним, с монтажом. Концовка фильма скоропостижна, как смерть депутата. Несмотря на поднимаемые фильмом социальные вопросы, финал не несёт никакого посыла. Мораль заменяема, как отрезанные конечности. Вот они, прелести укороченного хронометража! Неужто у Харви «Руки-ножницы» Вайнштейна появился подражатель?
Поймите правильно: «Снеговик» не безнадёжен. Он красив, изобретателен и даже в меру тревожен (что довольно-таки большой комплимент для фильма в свитере). Соскучившиеся по леденящим душу триллерам о маньяках зрители и вовсе могут не заметить проблем, но проблемы есть, и они большие. Отступления от литературного первоисточника — дело пятое, к тому же легко компенсируемое шикарной холодной атмосферой и харизматичными актёрами. К сожалению, экранизация мирового бестселлера пала жертвой душегубов с ножницами.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: