Метагалактический мегакинопортал
Данте крошит демонов в тизере фэнтези «Дьявол может плакать» «Битлджус, Битлджус» не обратил внимания на выход ужастика «Не говори никому» и боевика «Игра киллера» «Битлджус Битлджус» за первый день проката поставил персональный рекорд режиссёра Тима Бёртона Жан-Клод Ван Дамм кончает всех в трейлере экшена «Прикончи их всех 2» Перезапуск серии комедий «Очень страшное кино» вернёт всех важных для фильма Уайансов
← Все рецензии О фильмеВидеоКадрыПостерыРазноеФанарт

Последний меч самурая

When the Last Sword is Drawn

Жил на свете рыцарь

Фильм малоизвестного в России японского режиссера Йодзиро Такиты оказался очень любопытным зрелищем. Экранизация хитового романа Дзиро Асады. Классическая драма о бедном самурае и его горькой судьбе. С выпусканием кишок, цветущей сакурой, поединками под проливным дождем и жертвенной любовью. Кино одновременно изощренное, наивное и честное. Бои на мечах — ни одного ускоренного кадра, никакого сло-мо, все по правде, можно использовать вместо учебника. Кровь — лужами, разводами на стенах, темная и густая. Оператор не увлекается открыточными планами, снимает "как есть", полагая, что цветущее дерево прекрасно само по себе, а делать лишний акцент на его красоте — удел слабых.

Режиссер не держит картину в рамках одного жанра. Трагические куски чередуются с мелодраматическими, жестокие боевые сцены — с действительно смешными комическими вставками. Главный герой — бывший учитель фехтования Йосимура и его враг/союзник — знатный самурай Саито — будто хамелеоны, в каждом эпизоде поворачиваются новыми сторонами своих характеров. Например, для зрителя будет самой естественной реакцией ненавидеть и презирать Йосимуру в начале и испытывать как минимум уважение к нему же в конце фильма. Даже самые мелкие роли сыграны так, что никакой Станиславский не придерется. Персонажи узнаваемые, выпуклые, мотивы поступков простые, но не примитивные. Но если диалоги и актерская техника — на высоте, то "окончательная проработка" и концовка фильма погружают в нехорошую задумчивость. Дело не в том, что "Последний меч" длиннее, чем следовало бы (143 минуты — нормально для экранизация большого романа с массой сюжетных веток и временных пластов), а в манере режиссера "додавливать" героев, препарировать их, чтоб не осталось ни одной неразъясненной мелкой детали характера.

Для этого Такита вводит в реалистический антураж фильма фрагменты чуждых жанров. Две последние значимые сцены (в общей сложности занимают где-то 30 минут) — по сути дела — пафосные, душещипательные монологи персонажей, позаимствованные как будто из пьес театра ноо или кабуки. Выглядят они здесь откровенно слащаво и неуместно. Японскому "национальному" искусству в принципе свойственна некоторая лубочность, но здесь автор будто намеренно перегибает палку. Мелькнула было мысль, что все это сделано специально для передачи иронического отношения молодого режиссера (начинавшего со съемок софт-порно, кстати) к замшелым культурным святыням, но, к сожалению, общий тон фильма настолько серьезен, что не допускает такой трактовки. Чуть ли не впервые поймал себя на желании сократить заключительную часть минут эдак на 20. Смотрибельность возрастет значительно, а смысловая и художественная части ничуть не пострадают.

Резюме

В целом — симпатичный фильм. В рамках традиции, но с необычным построением сюжета и несколькими ловушками. Смешение лирического, комического и трагического в правильной пропорции. Красиво и безыскусно снято. Впечатление, из-за двух упомянутых очень специфических сцен, остается смазанным, но красота и честность картины подкупают. В качестве бонуса — отличная, как всегда, музыка Джо Хисасиси и познавательная история.

Поделиться:
Антон Аксюк
26 июня 2003

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
79%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии