КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
ЕВА-578: Большая круглая невинность Прокатчик «Джея и Молчаливого Боба: Перезагрузки» выпустит летом новый фильм Кевина Смита (фото) «Дюна 2» и «Кунг-фу панда 4» остаются лидерами американского проката Карточный геймплей в новом ролике «Бессмертный. Сказки Старой Руси» Персонаж Натана Филлиона из «Супермена» на 90% состоит из недостатков и закидонов

Метабарон

Meta-baron

От «Дюны» к «Аватару» и «Акире»

Начнём с важного уточнения. Алехандро Ходоровски уже 95 лет. И когда работа над серией «Метабарон» только начиналась, ему уже перевалило за 80. Так что было бы наивно рассчитывать, что великий творец продолжит участвовать в создании сиквела «Метабаронов» хотя бы в половину столь же активно, как он трудился над оригиналом. Стоит поблагодарить его за то, что он хотя бы накидал для сиквела общие идеи, по которым работал уже другой сценарист — Джерри Фриссен. Это позволило серии сохранить какую-никакую преемственность и по темам, и по настрою. Но и только.

Талантливых писателей на свете не так уж мало. Но стилю большинства из них относительно легко подражать — получается, конечно же, не настолько здорово, но всё-таки достаточно близко, чтобы смена автора не бросалась в глаза невнимательной аудитории. С Ходоровски так, видимо, не выходит — ну или Фриссен просто не стал даже пытаться. И товарища сменщика можно понять: отец «Метабаронов» ведь очень странный сценарист. Он словно страдает от синдрома дефицита внимания, а потому не стремится к детальному развитию каких-то линий, вместо этого придумывая идеи и разбираясь с ними за несколько страниц. Персонажи у него по-опереточному эмоциональны: любят до гроба, ненавидят до скрежета зубовного, совершенно своих мыслей не скрывают и быстро переключаются между чувствами по мере появления малейших для того поводов.

Подобное не должно работать, но Ходоровски удалось сделать это частью стиля. Смог бы наученный на куда более традиционной сценарной структуре и правилах раскрытия персонажей автор повторить подобный трюк, не выдав какую-то кривенькую и плохо продуманную убогость? Если мы и узнаем ответ, то точно не в «Метабароне».

«Метабарон», несмотря на сеттинг и отдельные фирменные темы Ходоровски, комикс, написанный максимально традиционно. Персонажи обсуждают свои мотивы, планируют действия, развивают отношения, рефлексируют… Во всех их действиях прослеживаются логика и причинно-следственные связи. Все действующие лица, включая злодеев и их приспешников, получают достаточно времени для раскрытия и превращения из эпичных мифических образов в нечто более человечное.

Звучит как комплимент? В какой-то мере это так и есть. Скажем, романтическая линия между Метабароном и его возлюбленной работает куда лучше, чем у их предшественников, просто потому что их отношения сложнее любви с первого взгляда. Если в любовь предков Метабарона ты верил просто потому что Хименес рисовал очень сексуальных женщин, то здесь между парочкой создаётся настоящая химия, а их отношениям приходится проходить через полноценные испытания на прочность.

Но, к сожалению, прописать лучше и прописать банальнее — в этом случае едва ли не синонимы. Ты никогда не знал, что случится в «Метабаронах», но в «Метабароне» вместе с логичностью прибавилось и предсказуемости. А по пути очень сильно упал градус безумия, державшийся не только и не столько на необычности идей, сколько на их количестве. Здесь же какие-то новые сюжеты и концепции появляются куда реже, а на их раскрытие тратится куда больше времени. Собственно, это и любовной линии Метбарона касается — его предки зачастую обходились частью одной главы, в то время как лысому мегавоителю потребовалось куда больше времени. Но в этом случае у снижения ритма хотя бы есть очевидные плюсы. Подобное верно далеко не всегда, и вот вам самый яркий чисто отрицательный пример.

В определённый момент герои попадают на чистейший клон планеты из «Аватара» — со своими синими индейцами, проповедующими единение с природой и защищающими аналог «хрендостания» от высокоразвитых цивилизаций. Это жутко скучная, штампованная и банальная тема, но она наверняка сработала бы в руках Ходоровски, ведь тот уделил бы ей пяток страниц, показал пару зрелищных образов, раздел пару женщин, учинил резню и двинулся дальше. Собственно, почти это и происходит на страницах «Метабарона», но вместо пары страниц быту «индейцев» посвящают около четверти всей серии. И они подобного внимания настолько не заслуживают, что просто смешно! Это натуральный парад голливудских штампов, работающий тем хуже, чем больше внимания ему уделяют, и в итоге болеть за вторженцев начинаешь даже не потому, что идут на хрен все эти потуги на пропаганду отказа от технологий и ухода в леса, созданные силами технологий. Нет, просто новый сеттинг настолько разительно уступает всему остальному Ходовёрсу по интересности, что хочется поскорее от него избавиться и двинуться к чему-нибудь поинтереснее.

Вообще, духа Ходоровски в «Метаброне» становится чем дальше, тем меньше. Если когда-нибудь выяснится, что последние две главы писались вообще без его участия, то это будет совершенно неудивительно: очень уж неуместно выглядит история величайшего воина в истории, ставшего бесполезным терпилой из-за внезапного приступа ПТСР (кое-как объяснённого сюжетно, но всё равно совершенно не стыкующегося ни с персонажем, ни с настроем франчайза). Более того, первые шесть глав цикла выходили примерно раз в полгода и завершались пусть открытым, но полноценным финалом, а седьмая и восьмая главы появились лишь четыре года спустя — с новым художником, смещённым с Метабарона акцентом и упомянутым выше ПТСР. С тем же успехом их можно было выделить в отдельную сагу с заголовком в духе «Дети Метабарона».

Но не стоит грустить: пусть в «Метабароне» с каждой главой становится всё больше провисаний, откровенно раздражающих сюжетных ходов и простой банальщины, как следует скатиться серия всё-таки не успевает. Первые четыре сюжета, собранных в первый том, и вовсе очень радуют — в них лучше всего соблюдается баланс между безумными идеями Ходоровски и традиционностью сценария Фриссена, между масштабами происходящего и проработанностью персонажей. Второй том заметно хуже, да, ибо именно туда вошли упомянутые выше проблемные части истории — одна половина книги потрачена на сексуальный и кровавый, но всё равно затянутый пересказ «Аватара», а вторая — на детишек Метабарона (встретившихся лишь взрослыми брата и сестры — угадайте с одного раза, куда идёт эта линия…). Но даже так книга не успевает пересечь границы, гд она превратилась бы из хорошей в посредственную. Разочаровывающую — да, без вопросов. Но хорошего там всё равно хватает: индейцам приходится столкнуться не с каким-то унылым солдафоном, а с продвинутой версией чёртова Агента Смита из «Матрицы», постепенно заменяющего собой всё окружение. Детишкам Метабарона же противостоит и вовсе монстр из «Акиры», разросшийся до состояния разумной планеты.

Ну и, конечно же, строго необходимо отметить рисунок серии. Над «Метабароном» работали три художника — Валентен Сеше рисовал главы 1–2 и 5–6, Нико Анришон отвечал за 3–4 главы, а Пит Вудс подхватил проект, когда тот вернулся после перерыва с главами 7–8. И все три справились со своей работой просто восхитительно. Это вам не «Кастака», в которой рисунок приходится терпеть — иллюстрациями в «Метабароне» можно и нужно засматриваться не многим меньше, чем трудами неподражаемого Хуана Хименеса в «Метабаронах». Конечно, проблемы тоже есть: рисунки Сеше почему-то выглядят просто невероятно статичными, а Вудс сильно выбивается из общего реалистичного фона своей почти мультяшной комиксовостью. Но всё это лишь неприятные мелочи, которые меркнут на фоне общего великолепия (а к затмившему всех и вся Анришону нет и таких мелких претензий).

К кому претензия есть, так это к Fanzon. Вы, возможно, уже слышали, что первый том «Метабарона» пользуется у знающей публики очень дурной славой, дескать, там увеличили размеры некоторых текстовых кружков, игнорируя наносимый рисунку урон. Ну так это, товарищи, не истерика на пустом месте. Речь о самом настоящем акте вандализма и об одном из худших официальных изданий комикса. Кажется, под удар попала буквально каждая страница книги, а урон отнюдь не пренебрежительно мал — это может быть обманом зрения, но чисто субъективно кажется, украденная у художников площадь рисунка измеряется тут в десятках процентов. Хуже всего это переносят главы, за которые отвечал Сеше: автор и сам-то любил клаустрофобически близкие к лицам героев ракурсы, а после изнасилования руками верстальщика рисунок и вовсе лишился остатков простора и жизни.

Когда-то в Fanzon обещали выпустить второй, исправленный тираж первого тома «Метабарона», раздав замены всем желающим. Но для этого надо было продать первый тираж, а его в таком состоянии никто брать не захотел, так что нормальной версии этих четырёх глав мы на русском, видимо, уже не увидим. И что же тогда делать, спрашивается? Жрать, что дают?..

…Да, именно так. Даже после таких измывательств первый том «Метабарона» умудряется радовать и сюжетно, и визуально, при этом в остальном издание выполнено на привычном для серии достойном уровне, а достать его из-за скандального статуса и малой популярности можно за откровенно смешные деньги. Второй же том подобных проблем с локализацией лишён — жаль, что там первоисточник стал похуже, но совсем уж испортиться он, повторимся, не успевает, и права находиться в коллекции поклонников серии вполне заслуживает.

   
   
Поделиться:
Лев Гринберг
15 марта 2024

 
Оценка автора
Комикс
Читательский рейтинг
0%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
1Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме