Метагалактический мегакинопортал
«Люди Икс '97» — отрывок с экшеном из седьмого эпизода мультсериала «Нападение одиночки на иной мир» — тизер осеннего аниме в по-прежнему популярном жанре исекая Counter-Strike 2 против Atomic Heart: шутер года по версии сайта VGChartz Соня Блейд угрожает на свежем фото со съёмок «Мортал Комбат 2» Джейсон Стэйтем на съёмках «строительного» боевика Дэвида Эйра (фото)

Балканский рубеж

Заказуха? Не думаю

Ряд авторитетных российских критиков уже успели забросать «Балканский рубеж» весьма обидными эпитетами: кто-то назвал его бестолковым, кто-то — затянутым, кто-то вообще заведомо зачислил его в претенденты на звание худшего фильма 2019 года. Во всём этом должно быть зерно истины, но другое зерно в том, что для российского кинематографа «Балканский рубеж» — это совершенно новый уровень качества исполнения, который теперь ещё пусть попробует кто переплюнуть.

Сама тема Югославской войны — не слишком популярная в искусстве, потому что за неё многим должно быть как минимум очень стыдно: и НАТО, чьи страны-участники под видом миротворчества бомбили Сербию, и той части коренных албанцев в Косово, что учинили совершенно бесчеловечную резню в отношении православных (и не только) сербов, и США, которые закрывали глаза на то, что их частные предприниматели этих террористов спонсировали. Одной стране точно не должно быть стыдно — России. И это говорится безо всякого псевдопатриотического пафоса: просто взяли, посадили миротворцев на БТРы, дали задачу захватить стратегически важный аэропорт — и захватили, переломив ход войны на Балканах.

Правда, перед этим там якобы поработала команда наёмников — о чём и рассказывает фильм. Важнее то, что самые частые упрёки в сторону фильма — мол, это «государственная заказуха» — несостоятельны в силу именно данного факта. В недавно вышедшем «Тоболе» госзаказ просматривался с первых же минут, когда все эти призывы «Погнали в царскую армию, там круто!», кресты через кадр и откровенная ксенофобия в отношении других народов выпирали, как жировые складки из-под леггинсов: как ни прячь, всё равно все увидят. «Балканский рубеж» — в некотором роде антипод госзаказу: в типа-православный отряд миротворцев занесло двух набожных мусульман, трусливый русский генерал останавливает колонну БТРов, боясь санкций НАТО, и главное — настоящий подвиг совершает отряд ронинов-наёмников, а не российская армия (последняя как раз приезжает уже на всё готовенькое, а ещё горящее, кровоточащее и дымящееся).

Самый большой упрёк, который можно предъявить фильму, — то, что создатели не слишком озаботились объяснениями, кто, почему и за что воюет, а главное, при чём тут Россия. Критики ворчат, что мусульмане-албанцы тут показаны откровенными сволочами, которые, похоже, воюют, просто чтобы эффектно резать головы огромными ножами, из-за чего якобы можно обвинить фильм в разжигании ненависти на религиозной почве. Что будет, конечно, глупостью несусветной, повторим: в команде бравых наёмников есть два мусульманина, воюющих за доброе и светлое. Причём один из них — албанец, осознающий, что действия «Армии освобождения Косово», в составе которой воюют террористы под знаменем главгада с почти орочьим именем Смук, не просто бесчеловечны, а ещё и ориентированы исключительно на войну без конца. Плохо, что о некоторых вещах не особенно умный зритель не станет задумываться — вот на таких и ориентируются, должно быть, те, кто обвиняют «Балканский рубеж» в нетерпимости. Ну что ж, каждый ориентируется на свою ЦА.

А если всё-таки ориентироваться на здравомыслящую аудиторию, то в «Балканском рубеже» есть всё, что нужно для зрелищного и крутого «мужицкого» боевика, которым он и является. По сути своей «Балканский рубеж» — это очередная реинкарнация «Семи самураев» Акиры Куросавы, когда отряд молодцов-изгоев приходит, чтобы защитить клочок земли, на который беспрестанно прут превосходящие по численности отряды противника. Соответственно, каждый персонаж должен обладать индивидуальностью и характером и должен быть связан с другими проработанной картой отношений. В этом плане у сценаристов всё отлично. В команде наёмников-миротворцев есть и харизматичный лидер (в кои-то веки хорошая роль Гоши Куценко), и свой могучий «Кэп Америка» (отмывшийся от грязи «Защитников» Антон Пампушный), и даже мужиковатая девушка-снайпер (как всегда прекрасная Равшана Куркова). Они не похожи на ходячие арсеналы: у каждого из них свои внутренние демоны, которые обнажаются по ходу действия, отношения персонажей меняются, но что важно — они остаются командой. Не набором супергероев, которые кичатся своими умениями для фана зрителя и спецэффектов, а коллективом, внутри которого есть иерархия и уважение.

Структура по-американски прекрасна. В фильме есть всё, что нужно для крутого залихватского сценария: побочный ненавязчивый саспенс (один из героев всё никак не может выкурить единственную сигарету), подвешенные в воздухе «ружья», стреляющие в нужный момент, даже любовная линия — и та подана аккуратно. Как и положено в жанровом фильме, есть вполне конкретное добро и вполне конкретное зло — впечатляющий антагонист, которого хочется придушить не за то, что он хочет захватить абстрактный мир, а за то, что он натуральный Сатана в человеческом обличье. Несколько сюжетных линий логично взаимосвязаны: например, история сербского полицейского, стремящегося отомстить главгаду за то, что тот вырезал всю его деревню, органично переплетена с историей российских наёмников. Есть даже юмор, и он отлично разряжает мрачную атмосферу — зрители старше тридцати на шутке про Чингачгука должны орать в голосину.

Но что уж точно теперь надо будет постараться переплюнуть — это постановка боевых сцен. Точечно они присутствуют и до эпизода обороны аэропорта, но именно там начинается самый сок — жаль, что те, кто ожидал увидеть чистый боевик, могут просто «не досидеть» до этого. В плане динамики последняя треть напоминает последнего «Безумного Макса» — стрельба практически не прекращается. Хороший саунд-дизайн буквально погружает зрителя в бой по самую макушку: где-то над ухом стрекочет крупнокалиберный пулемёт, миномёты разносят в клочья землю, а снайперская винтовка кашляет, методично выкашивая албанских боевиков. Всё очень брутально: рейтинг «16+» не совсем правдив, кровь льётся в изобилии, конечности отлетают при взрывах мин, а албанские террористы режут горла и рубят головы. Впечатлительным дамам не понравится, фильм вообще явно ориентирован в первую очередь на мужскую аудиторию: даже единственная дама в коллективе беспокоится, чтобы её любовно-похотливому интересу в бою не оторвало мужское достоинство, а не ноги. Фанатам «Капитана Марвел» и прочих фем-муви здесь делать категорически нечего.

В конечном счёте ругать «Балканский рубеж», разумеется, можно и даже нужно: он как закалённый в боях автомат Калашникова, который иногда даёт осечки, местами прицел сбоит, и огонь приходится вести почти вслепую. Но он всегда бьёт в цель — потому что скроен по схеме, которая неизбежно работает.

   
   
Поделиться:
Иван Афанасьев
22 марта 2019

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
100%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
1Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме