КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Русская мафия угрожает «Мэру Кингстауна» в трейлере третьего сезона драмы с Джереми Реннером Эми Адамс на простынях — первые промо-кадры из «Ночной сучки» Автор «30 дней ночи» напишет комикс про Рыжую Соню и зомби «Пацаны» — всё! Работа над четвёртым сезоном официально завершена DC издаст омнибус про Болотную тварь от создателя «Пипца» Марка Миллара

Дьявольский кузнец

Errementari

Кузнец нужен!

Что такое хоррор? Это зомби. Зомби на охоте за мозгами… Или вампиры. Или инопланетяне. Такие сейчас тренды. А приличного старомодного чёрта не каждый день увидишь, нет, не каждый. «Приличного» — разумеется, не в плане его поведения, а в плане следования древним канонам. Такого традиционного, чтобы само произведение с ним хотелось назвать не фэнтези-хоррором, как гласит графа «жанр», а старой доброй (точнее, не очень доброй) страшной сказкой. «Дьявольский кузнец» — именно тот случай, фильм основан на одной из старейших баскских сказок. Впрочем, веет от сюжета и Диканькой, и прочими богатыми на мистику локациями — вариации сюжета про кузнеца и нечисть встречаются у многих народов.

А всё потому что много где были кузнецы и язычество. Когда-то давно кузнецы ассоциировались с богами: обладатели тайного знания укрощали огонь и металл, особо искусные ковали то молнии, то небесный свод. Но с приходом христианства ситуация изменилась: кузнецы стали соотноситься с адом и демонами. Показательна трансформация образа одного знаменитого героя: бог-кузнец Велунд превратился в дьявольского Воланда.

Оригинальное название фильма — Errementari — более подходящее, чем локализованное: оно переводится просто как «Кузнец», а подробности зрители узнают по ходу повествования. Кстати, если это самое слово «errementari» кажется вам незнакомым — немудрено: оно, как и сказка, баскское. Фильм вообще исполнен национального колорита, даже снят на баскском языке — древнем, изолированном, не похожем на другие. Поэтому особое удовольствие — смотреть в оригинальной озвучке. Заодно можно развлечься вылавливанием чего-то знакомого (предположительно, заимствованного): «круэлла» — «жестокий», «кульпа» — «вина», и так далее.

Паранормальщина тут тоже во многом сделана по классическим лекалам, с актёром в гриме или просто издевательским хихиканьем невидимой нечисти. А когда дело доходит до распространённого нынче CG, оное смотрится старым уже в плохом смысле.

Ещё одна отрадная традиция: страшное соседствует со смешным. На здешнем чёрте никто в Петербург за черевичками не летает, но и ему порой приходится ой как несладко.

Есть и драматичное: кто-то сталкивается с неизбежной смертью, а кто-то сам решает, что лучше смерть, чем такая жизнь. При этом финал ухитряется преподнести несколько сюрпризов.

Увы, даже при всех своих плюсах «Дьявольский кузнец» на высший балл не тянет. В первую очередь огорчают даже не страшненькое CG и прочие признаки низкобюджетности, а актёрская игра детей. Они дебютанты — неужели не нашлось кого получше? Впрочем, возможно, и впрямь не нашлось: басков всего около двух с половиной миллионов, а уж сколько среди них детей, говорящих по-баскски, подходящих по типажу, желающих актёрствовать, да к тому же в фильме с недетским рейтингом?..

Зато со взрослыми лицедеями порядок. Плюс хороши операторская работа и атмосферность. Поиски сокровища обеспечивают сюжету ещё одну грань — почти детективную. А добавление карлистской войны и связанных с ней исторических личностей переплетает фантазию с реальностью. Неплоха и образность — пусть даже местами она чересчур прямолинейна.

«А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен», — говорил персонаж другой хорошей старомодной истории. Зря он так — кузнец очень даже нужен! Особенно если в комплекте с ним идут дьявольщина и чудеса, жестокость и доброта, отчаяние и надежда. Netflix в своём планомерном завоевании мира пока, может, не заключал никаких мистических контрактов — зато верно взял курс не только на обилие контента, но и на его разнообразие. В исполинской коллекции потокового сервиса из-под завалов попсы и дребедени подчас удаётся откопать настоящую винтажную диковинку, без какого-нибудь элитного клейма, местами облупившуюся — но затейливую и самобытную.

   
   
Поделиться:
Юлия Лялина
3 февраля 2019

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
47%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
1Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме