КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
«Вы ещё не видели, как я управляюсь с мечом» — Генри Кавилл морально готовит нас к ремейку «Горца» KГ игpaeт: Игpoвoй кoллaж № 130 Читатели получат новую главу фэнтези-манги «Чёрный клевер» в конце апреля Злой Крис Хемсворт схватил окровавленную Аню Тейлор-Джой на новых кадрах приквела «Безумного Макса»

Всевидящее око

The Pale Blue Eye

На кругах людских страстей

Фигура Эдгара Аллана По для мировой культуры, несомненно, значима. Писателя называют создателем классического детектива и психологической прозы, а также одним из предтеч научной фантастики. Некоторые произведения автора экранизированы, некоторые — воодушевляли и вдохновляли киноделов. Отдельно можно отметить картины, где По выступает полноценным персонажем: «Ворон» с Джоном Кьюсаком даёт свою трактовку загадочной смерти писателя, недавняя «Воронья лощина» в мистическом ключе высказывается о причинах его любви к мистике, а «Между» Фрэнсиса Форда Копполы и вовсе изображает поэта призраком.

Пришёл черед Гарри Меллинга воплотить на экране знаменитого литератора. В худом, нескладном юноше, далёком от стандартов модельной красоты, совсем не узнаётся вредный пухлощёкий Дадли Дурсль — зато образ меланхоличного, немного не от мира сего чудаковатого фантазёра с тонкой душевной организацией сидит на нём как влитой. Меллинг не теряется даже на фоне матёрого Кристиана Бэйла и в совместных сценах порой выглядит даже выгоднее за счёт экспрессии.

По сюжету отставного констебля Лэндора приглашают в военную академию Вест-Пойнт для деликатного дела: ночью одного из кадетов обнаружили повешенным, а к утру труп кто-то осквернил, вырезав сердце. Заинтригованный детектив, преследуя собственные мотивы, берётся за расследование, в ходе которого знакомится с кадетом по имени Эдгар Аллан По. Морально-этический кодекс и живой ум не позволяют юноше остаться в стороне от творящихся дел — и он помогает в расследовании, собирая информацию и разгадывая головоломки.

По форме фильм прикидывается эдаким классическим детективом — старинный антураж, загадочное убийство, беседы и сбор улик как основной метод ведения расследования. Добавляют атмосферы заснеженные пейзажи и тёмные, мрачные интерьеры в неверном, дрожащем свете свечей. И всё это с флёром мистики — колдовские трактаты, кровавые ритуалы с жертвоприношениями, сплетни о секте сатанистов. История до последнего держит интригу: найдётся ли всему логичное и рациональное объяснение или же сверхъестественные силы явят свой призрачный лик?

Но в какой-то момент детективная составляющая даёт сбой. Констебль Лэндор, как и любой выдающийся сыщик, довольно оперативно обозначает круг подозреваемых, но скрывает свои умозаключения от окружающих и от зрителя. Он методично собирает доказательную базу, растягивая хронометраж и позволяя авторам демонстрировать любовные терзания персонажей. Конечно, всё это в итоге скажется на развязке, но вторая половина фильма выглядит намеренно растянутой и более скучной именно за счёт отступлений, манипуляции подачей информации и резкими скачками между событиями без вменяемой логики.

Акцент на чувственные переживания, меланхоличное настроение и богатый внутренний мир убивает динамику. Такие эпизоды, бесспорно, нужны для создания общей картины, но их чересчур много, особенно при хронометраже в два часа — возможно, монтажные ножницы пошли бы картине только на пользу. Концовка и вовсе, несмотря на двойной финал и вот-это-поворот, вместо жирной и чёткой точки ставит многоточие, размытое слезами персонажей до состояния кляксы.

Из несомненных плюсов — катастрофический дефицит повестки, как будто фильм вовсе и не на Netflix вышел. Кино совершено не блюдёт нормы инклюзивности и репрезентативности, а в кадре в основном белые мужчины. Конечно, это логично для военной академии XIX века, но что такое историческая достоверность перед лицом прогрессивных взглядов?

В сухом остатке «Всевидящее око» — это неплохой закос под классический детектив. В наличии крепкая актёрская игра, попадание в образы, красивая картинка и выдержанная интрига. Но что фильму явно не на пользу, так это проблемы с балансом и гармоничным сочетанием разных элементов: когда на смену холодному расчёту, логике и дедуктивному методу приходят эмоции, чувственная составляющая и истеричная рефлексия, зритель может почувствовать интеллектуальный дискомфорт. Возможно, авторам стоило тщательно выверить своё детище, прежде чем выпускать его на экраны. Но даже в таком виде кино наверняка найдёт своего благодарного ценителя, благо с остальными компонентами всё в порядке.

   
   
Поделиться:
Алексей Абросимов
7 января 2023

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
70%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
1Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме