← Все эпизодники | Об аниме | Видео | Кадры / 294 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Come and save me. На самом деле, это очень жестокая история. О том, как создали множество живых существ (прокси, роботов и как-бы-не-настоящих людей), только чтобы использовать их в качестве инструментов для расчистки и обживания планеты, а потом выбросить на помойку. Об ответственности за то, что ты создаёшь, в особенности если твои творения разумны и способны чувствовать. И о бессмысленности жизни вообще. Зачем нам позволили всё понимать, если мы всё равно должны умереть? Этим вопросом не только Винсент и его исходная личность могли бы задаться. В последней серии открывается такая бездна бессмысленности бытия, что хоть иди рыдай, обняв горшок с геранью. Вот только прокси – не люди; и страдать о неизбежной смерти – не единственное, на что они способны. Давать своим инструментам почти божественные силы не стоило: а ну как найдут способ обмануть судьбу и избежать неминуемой гибели? Прокси Единый – нашёл. Пусть не сам, но клону своему он бессмертие обеспечил. Каким образом – уже детали (потому ли, что Винсент – в достаточной степени человек?), право же, история не о том. По сути, весь сериал – – Я знаю, каково быть выброшенным за ненадобностью. (Прокси Единый) Странный, правда, получился посыл, ведь чтобы Единый смог побороть судьбу, Винсенту пришлось своей судьбе покориться: не убегай, вспоминай, мсти человечеству – ты один на это способен… Впрочем, такова участь всех Избранных: кто же, кроме них? Кто пойдёт против всех устоев и сделает невозможное, оставаясь в своей геройской колее и роли «того, кто побеждает судьбу», да только не свою. Как смешно: чтобы наказать людей за то, что те создали живых марионеток, Единый сделал ровно то же самое… С другой стороны, Единый, Эрго… все они пытались сбежать от проблем или, в лучшем случае, решить их чужими руками. И только Винсент смог сей замечательный характер преодолеть и начать совершать поступки, вместо того чтобы страдать о том, как всё плохо и какая гадость это ваше человечество. Потому Единый и не остаётся, кстати, – он со своим «всех убью и не останусь» не смог бы. А Винсент оказался способен на внутренний рост, который предыдущие варианты его личности не осилили. И это, наверное, самое достоверное развитие персонажа от тряпки до решительного человека в аниме (по крайней мере, одно из). Да и вообще Винсент – отличный персонаж, вот уж чего я не предполагала в начале. И, несмотря на обманчивое «Come and save me» из опенинга, в итоге он спас себя сам. У других, правда, всё не столь радужно, ну так и история не о них… Предложение второй Рил улететь из этой гадкой реальности и красиво умереть в один день в первых для нового мира лучах солнца (ах, как романтично!) стало своего рода проверкой, которую Винсент прошёл (иначе не стоило и сериал снимать). Кстати, именно после решения вернуться в мир к его настоящей Рил у Винсента-прокси наконец-то открылись глаза. Ожидаемо, но красиво. – Почему Рил всегда бросает меня? (Дедал) А то, что клонированная Монада оказалась такой же эскаписткой, как и её создатель, – совсем не удивительно. Вон, Прокси Единый сделал из Рауля мстителя по своему подобию, так чем Дедал отличается? У кого что болит, говоря проще. Да и надо, в конце концов, своё имя оправдать: я с первых серий гадала, кто же здесь Икар, где то творение учёного с внешностью подростка, которое захочет невозможного? Впрочем, не думаю, что Рил-2 надеялась выжить; всё она прекрасно понимала, просто погибнуть решила красивше (в объятьях любимого – ну чем не мечта наивной барышни?). Последнее, о чём стоит сказать: линия Рауля тоже завершилась, и завершилась достойно. Его антураж Кристева сделала то, что не сделал её человек: нашла Пино и стала ей семьёй и защитой. Воспитание маленькой девочки – смысл жизни уж точно не хуже (само)разрушительной мести всяким там прокси. Неожиданный поворот, но очень приятный; я и не думала, что Кристева окажется единственным, кроме Пино, авторейвом, который станет человеком и останется после этого в живых. «Дорогой папочка, если ты это прочтёшь...» (письмо Пино) Кристева заменила Пино папу, а та ей – шефа и raison d'etre. Тема замены вообще оказалась важна для сериала, и подзаголовок серии – о ней же. «Прокси» – это не только о существах, которые заменили на Земле людей, а созданным ими людям – богов; это ещё и Дедал со своим суррогатом Рил (гусары, молчать!); и Пино, у которой было аж два отца, а теперь ещё и мама новая; и Рил вместо Монады для Винсента вместо Эрго Прокси… Да тут в кого ни ткни – все стали кем-то для кого-то либо сами что-то потеряли и нашли (или придумали, если найти не удалось). Все сюжетные линии подчинены общей идее поиска смысла жизни (и пусть теперь кто-нибудь скажет, что сериал – набор филлеров). Остались глобальные вопросы – вроде того, зачем нужен был Проект Прокси, если не для сохранения человечества. Допустим, cogito выгоняет людей из куполов, когда придёт срок. Но на кой в принципе городить весь этот мрачный огород, и как он помог очистить планету от метана? Но это всё – мелочи и шелуха, как и религиозные аналогии, в которые я вообще не хочу закапываться (прокси как ангелы, посланные для очищения земли? Лучше буду считать их человеческими творениями… Хотя то, что они не могут просто жить под чистым небом, как люди, и лишены выбора… Нет, не стану думать на эту тему, пусть даже в каких-то мифах мотив зависти к людям встречается, а фальшивое голубое небо в покоях Единого – отличная метафора, да и название серии «Бог из машины»… ладно, хватит). Главное – история путешествия внутрь себя и обретение себя в конце пути. И красивые нетривиальные декорации, которыми это путешествие было обставлено. Таким я «Эрго Прокси» и запомню. «Посланник смерти», ждущий корабли возвращающегося человечества, чтобы доходчиво разъяснить, насколько они не правы, – красивый happy end, правда? Обсуждение (уже 18 комментариев) 24 октября 2014 |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: