Последняя серия «Психо-пасса» может научить нас терпению, умению чувствовать силу и тому, что мир - он такой. Может быть, вам повезло, и вас он этому научил, но мне, как обычно, не достает решительно всего и сразу. Вот, например, Фродо завершил свой квест и уплыл, и ясно, что то, что он делает там, за морем, совершенно не важно. Или в «1984», или в трилогии «Дюна» (да, я в курсе, что оригинальных книг шесть) – там понятно, кто победил, и как жить. Да в принципе, даже у Стругацких понятно, что система – сильнее. А здесь, с вечной японской явной недосказанностью и цветущей сакурой, финал воспринимается как проигрыш обеих сторон. Или даже не так, а как репетиция главной партии, которая еще неизвестно когда наступит, да и наступит ли. В общем, «Психо-пасс» для меня - один большой пролог, и оценивать его нужно, только увидев картину целиком. А ведь всё так хорошо начиналось: на горизонте маячил призрак коммунизма, люди болели системой и креативно изнемогали от правил, а альтернативно одаренные киборги указывали путь. Куда все это делось потом - неведомо никому. Повествовательный потенциал киборгов, болезней и бунта свелся к психологическим травмам, а могущественный ИИ стал вступать в беспорядочные сделки с логикой, обнажая свою человеческую сущность, отягощенную теми же травмами. Внутренний рост оказал услугу только Гинозе, а флэшбеки выглядели на порядок выше основной истории. Что хотел сказать автор, понятно, но вопрос всё равно возникает точно такой же, как и после просмотра «Пингвиньего барабана» – зачем? Очевидно, что на вопрос этот легко ответить, если принять за основу не жанр и не формат, а страну. При использовании всего мирового контекста, который щедро распихан по кадрам, острее чувствуется непохожесть японцев на всех остальных. Поэтому то, что ты, гайдзин/автор, посмотрел и не оценил (потому что ожидал классической развязки и рефлексии в стиле «Не так ли, Лелуш?») – твоя и только твоя проблема. Не нравится – эмигрируй, борись за свои права в другой стране и высказывайся в интернетах – нам всё равно! Если так размышлять, то система «Сибил» – такая метафора Японии – «нам тут чужих мнений не надо, у нас люди борются и умирают для того, чтобы стать частью нас». Ну, вот, правда, ради чего боролся Макищима и почему, весь такой гордый, умер, а не переродился в гигантский мозг, если ему так хотелось быть как все? И выходит, что Когами – тот самый гайдзин, который никак не может с этой системой смириться и не хочет быть ее частью, а хочет быть собой. В этой схеме не хватает Акане, потому что она играет роль бога из машины, она суфлер – не растет и не меняется, вовремя подсказывает реплики и остается неизменной из акта в акт, из спектакля в спектакль. Борьба с системой здесь видна только посторонним, лишним, потому что обычные жители чувствуют себя комфортно. Выходит, что «Психо-пасс» – такая вещь в себе, она сама себя объясняет и не требует вмешательства извне, на нее можно смотреть, но лучше не трогать. Для того чтобы говорить, что она про личностный рост героя, тут не хватает цели, для того чтобы говорить, что про борьбу – не хватает врага. «Психо-пасс» от этих недостатков не теряет своих достоинств, просто потому, что он неотъемлемая часть чужой культуры, которую заинтересованный зритель стремится понять, но оценить ее по достоинству невозможно, потому что культурный код для разгадывания другой. Обсуждение (уже 2 комментария) 17 апреля 2013 |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: