На фоне успехов четвертой части «Джона Уика» зрители забывают, что серия не всегда была чехардой экшен-сцен с минимумом сценарного клея между ними. В оригинальной картине история подаётся в гармонии с боевым видеорядом, что наряду с мастерством исполнения и обеспечило франчайзу долгую жизнь. Конечно, продолжения не могут похвастаться даже граммом глубины и драматичности (какой бы она ни была) первого фильма, предлагая взамен бездумный аттракцион изобретательного экшена. Аналогичная участь постигла и Тайлера Рейка, специалиста по спасению, сиквел о похождениях которого уже вышел.
Чтобы понять, почему так получилось, нужно вспомнить о классической трёхактовой структуре сюжета. В первом «Тайлере Рейке» (равно как в «Джоне Уике») сперва дают экспозицию: вводят персонажа, объясняют его непростое прошлое, омрачённое трагическими потерями, ставят перед ним новые цели и дают мотивацию. В процессе персонаж развивается в соответствии с дугой характера: и вот уже прожжённому наёмнику важно не столько получить честно причитающиеся барыши, сколько спасти несчастного заложника-мальчонку, пусть даже ценой собственной жизни. Такое вот искупление, драматический финал, придающий одномерному действу шекспировскую глубину.
Сиквел все эти старания благополучно херит: Тайлер Рейк умер, но потом ему полегчало. Спасительная жертва нивелируется, накал страстей спадает, а впереди маячит ещё одна спасательная операция — точно такая же, только другая. Но как замотивировать уставшего после последней миссии наёмника? Деньгами? Мелочно. Нужна штука помощнее «Фауста» Гёте — и в ход идут вытащенные задним числом из кармана семейные узы.
Только вот такая откровенно дешёвая и невзыскательная попытка сыграть на чувствах не работает. Причина — развитие персонажа. Зритель уже познакомился с Тайлером Рейком, проникся его печалью, прошёл с ним путь искупления в коррумпированной бангладешской столице. Трёхактовая структура даёт сбой, потому что экспозиция уже пройдена — нужен более творческий подход. Мастер сиквелов Джеймс Кэмерон в подобных ситуациях вводил новых персонажей и ставил их в отличные от оригинала условия — речь, конечно, о втором «Терминаторе» и «Чужих».
Вот и Джо Руссо на пару с Сэмом Харгрейвом стоило бы подыскать более утончённый подход. Например, начать не с титульного персонажа, а с пленников, которые подвергаются ужасам заточения в грузинской тюрьме, раскрыть их характеры и непростую историю. А уже потом, примерно на двадцатой минуте фильма, в кадр с треском и грохотом ворвался бы наёмник, чтобы всех спасти. Всего-то делов — сместить акцент и показать историю глазами не Тайлера (как в первой серии), а спасаемых им людей.
Но творцы выбрали лёгкий и прямой путь: вот тебе, мистер Рейк, очередная миссия — иди и покажи им там The Mother of Kuzma. А чтобы не пришлось тратить время на рефлексию и очередную эмоциональную привязанность к экстрадируемым, их сразу назначают без пяти минут племянниками героя по линии бывшей супруги.
Высвобожденное таким образом сценарное время пустили на благое дело — хронометраж экшена. Но даже так его оказалось мало — пришлось раздувать длительность аж до двух часов. Собственно, экшен — это лучшая часть фильма, что для боевика неудивительно. Нельзя сказать, что всё получилось идеально: постановщики изо всех сил хотят сделать «Вау», а получается сдержанное «Ну, норм, чё…».
Некоторые моменты уже раскрыли в многочисленных трейлерах и промо-материалах. О пресловутой сцене якобы без монтажной склейки не говорил только ленивый. Согласно заветам Джо Данте, в фильме есть взрывающийся вертолёт — даже два, надо же как-то цифру в названии оправдывать. По уровню неубиваемости главный герой обошёл даже терминатора — Т-800 хотя бы морду расцарапали. Единственным аналогом для прочности Рейка может выступить только «Додж» Доминика Торетто — такой же непоколебимо незыблемый.
С «Форсажем» «Операцию по спасению» роднят не только IDDQD и красная нить семейных отношений, но и тотальная идиотия происходящего. Бандиты, способные назначать руководителей одной маленькой, но гордой страны, и устраивать полноценные боевые действия посреди мегаполиса другой маленькой, но гордой страны, почему-то вынуждены прятать родственников в тюремных застенках. Неужели недвижимость на Бали так подорожала? Такая художественная условность идёт вразрез с умеренным реализмом оригинала.
От второй «Операции по спасению», несомненно, можно получить постыдное удовольствие — если отключить мозг и не обращать внимания на сонм глупостей, несуразиц и нелепостей, превосходящих по численности безликих противников Тайлера Рейка. В конце концов здесь есть фантастический экшен — и речь сейчас не об уровне реализации. А подобные фильмы как раз и смотрят ради действа.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: