Да, да, мы снова говорим о «Марио». Приношу свои извинения всем фанатам и людям, которым на серию наплевать – так уж сложились обстоятельства. С другой стороны, чем быстрее мы разберёмся с трио Wiiгр про водопроводчика, тем быстрее сможем перейти к чему-нибудь другому.
И да, так как я отдаю себе отчёт в том, что далеко не все здесь присутствующие уже прочитали или когда-нибудь прочитают вступление к разделу, я хочу начать данный текст с объяснения очевидного. Super Mario Galaxy – отличная, даже великолепная игра. Это лучший платформер со времён «Психонавтов» и один из лучших представителей жанра в принципе. Уяснили? Отлично.
Ибо отличный-то он отличный, но и SMG не лишён своей порции неприятных недостатков, пусть и не слишком сильно, но подгаживающих удовольствие от игры.
Начнём с простого – сложности. Super Mario Galaxy – лёгкая игра. Не до скучного лёгкая, как последние Зельды, но всё равно. Марио наделён огромным числом интересных приёмов (и одним откровенно идиотским – тройным прыжком), но большая их часть используется от силы пару раз за прохождение, а всё остальное время от тебя нетребуют ничего, кроме базового арсенала из бега, прыжка и вращения. Ни высокие прыжки, ни прыжки в длину, ни тем более какие-то более сложные комбинации игрой не требуются. А ведь уровни, дизайн которых специально направлен на их использование, могли бы быть великолепны, сложны, и увлекательны. Но – увы, ничего похожего по крутости на «уровни без водомёта» из Sunshine здесь нет.
Собственно, большую часть проблем создают не враги и не платформинг, а камера. Благодаря покалеченному виимоуту, лишённому второго стика, камера в игре не принадлежит игроку – и она, увлёкшись свободой, так и норовит выбрать ракурс в духе «мир кверх ногами», тем самым выпячивая «круглость» миров игры. И да, пару минут это даже впечатляет, но эффект новизны быстро исчезает, а вот тот факт, что со сменой позиции камеры меняется и реакция Марио на команды – он остаётся. И всю игру так и норовит швырнуть героя в пропасть.

Но я бы не стал особо придираться к этим моментам (хоть мне и жаль, что огромный арсенал приёмов Марио прозябает без поводов для приминения), но у сложности игры есть проблема посерьёзнее: она жутко нерегулярна, и вот это раздражает куда сильнее. Одна звезда может требовать минут 20 на получение, в то время как следующая займёт минуту. Последнее – глупо, обидно, и не даёт ни малейшего морального удовлетворения. Скорее создаёт ощущение, что тебя накололи и украли порцию геймплея.
Причём это касается, в основном, не стандартных уровней, а уровней с «фишками», эдаких мини-игр, будь то гонки или миры с пчёлами. Их мало, и из-за этого такие мини-игры не надоедают – это плюс (разнообразие игры вообще дикий её плюс). Но из-за этого же они выходят жутко простыми – просто потому что из примерно трёх уровней с одинаковым типом мини-игры, два являются простенькими обучалками.

Другой проблемой, о которой меня так и подмывает поговорить, является бесполезность сбора золотых монеток и жизней, что в свою очередь делает совершенно бессмысленным занятием исследование уровней и поиск секретов, превращая Galaxy в удивительно линейный 3D-платформер… Но о практически той же проблеме я уже говорил в статье, посвящённой New Super Mario Bros Wii, а потому не буду повторяться.

ЗАЧЕМ?! Зачем было делать это, а потом компенсировать свою глупость письмами от принцессы, добавляющими ещё пяток? Проблема ведь не в том, сколько их тебе дают после загрузки проблема в том, что когда они всё равно не сохраняются, на них становится плевать. Осмысленность сбора жизней в ситуациях, когда тебе не грозит преждевременный Game Over измеряется в отрицательных величинах. А ситуаций, когда Game Over становится реально возможной перспективой в игре практически не существует – перед любым более-менее сложным моментом ставит легкодоступную жизнь сразу рядом с чекпоинтом, обеспечивая возможность переигрывать момент сколько влезет. Собственно, единственные уровни, где Game Over вероятен – это отдельные, особо сложные испытания розовых монет (типа уровня в форме Луиджи). То есть в тех уровнях, где в нём вообще нет смысла – если потеряв все жизни в обычном уровне ты терял бы все чекпойнты и вынужден бы был проходить его с самого начала, то в уровнях с розовыми монетами чекпойнтов нет в принципе, и единственное, что делает Game Over – раздражает, заставляя потратить пару минут на тупую беготню по меню.

Речь, конечно же, об «испытаниях», когда Марио просто кидают на один из уже пройденных уровней, убирают из уровня всех врагов, и говорят – собирай 100 монет. Ни малейших намёков на сложность – или на геймплей, если уж на то пошло. Всё, что требуется – как дураку бегать по уровню, забираться в каждый его угол и собирать, собирать, собирать. Жуткая трата времени, и я искренне не понимаю, как потобное непотребство прошло ценз в Нинтендо. Вся игра направлена на интересное и разнообразное времяпровождение, на веселье, на, собственно, игру. А это – это никто в здравом уме не мог бы посчитать весёлым. Эти уровни ужасны, без преувеличения.
Ну вот, об основном поговорили, остались мелочи. Итак:

В-третьих, сюжет. Окей, допустим я на секунду смирюсь с тем, что «Марио» не требуется затягивающая, интересная история (хотя как раз Galaxy подобрался вплотную к обладанию таковой), но я точно не могу согласиться с тем, что Марио не требуются стоящие финалы. Когда ты прошёл игру – ты хочешь увидеть красивый финал, который подтвердит, что ты дико крут и поставит в твоём эпичном приключении красивую точку. А это, если что, включает вещи типа «зло было наказано» и «герой отправился в спальню отмечать спасение принцессы вместе со спасённой», а не убогое «И тогда все злодеи стали хорошими и пришли на праздник к героям, а принцесса на героя бросила взгляд даже более короткий, чем на злодея». Ну кто, блин, ТАК заканчивает истории, а?! Причём эта бредовая заставка ждёт игроков оба раза – и при первом прохождении, и после сбора 120 звёзд. Собственно, тем, кто проходит за Луиджи, думаю, придётся насладиться этим маразмом ещё дважды. Жуть, блин. Это, пожалуй, худшая концовка в сериале со времён SMB2, кончившейся безумно убогим «Все эти неприятности, что ты пережил – это был просто сон».
