Круто, правдоподобно и функционально: как создавался костюм Чумного Доктора для «Майора Грома» Джеймс Ганн и его бравая антигеройская команда на промо-арте «Отряда самоубийц: Миссии навылет» Netflix обновил топ-10 своих самых популярных фильмов — в список втиснулись «Бессмертная гвардия», «Проект „Сила“» и «Энола Холмс» Отечественные зрители не захотели «Глубже!» и предпочли «Дедушку» Вместо второго «Доктора Стрэнджа»: похититель, подвал с кровищей и потусторонний телефон
77
ИГРЫ
11 430
 
Прямая ссылка на новость:
$Спасибо авторам
 

13 игр-хорроров поколения

13 игр-хорроров поколения

Будучи любителями всевозможных «тематических» мероприятий, Всеяредакция физически не могла пройти мимо такого замечательного дня, как Хэллоуин. Сегодня в игровом разделе – только о «жутком»! А центром празднества станет эта небольшая сводная статья, написанная Сергеем Агеевым при поддержке Льва Гринберга, в которой мы поговорим о тринадцати играх-хоррорах этого поколения (для тех, кто не в курсе – этим поколением считаются игры эпохи PS3 и Xbox 360, а не PS2, Xbox и Game Cube, т.е. если говорить примерно – игры с 2006 года и далее). Только не тринадцати лучших играх-хоррорах. И даже не тринадцати самых страшных играх. Просто о тринадцати заслуживающих внимания проектах, не лишённых пугательских свойств, пришедших нам в голову первыми. Возможность выбирать из них лучшие (или делиться своими не упомянутыми тут любимчиками) мы оставим вам, дорогие читатели. А сами, чтобы уж точно никому не было обидно, даже отсортируем представителей чёртовой дюжины в алфавитном порядке.

Всех всё устраивает? Тогда начинаем!

Alan Wake

13 игр-хорроров поколения

Платформы: Xbox 360, PC
Разработчик: Remedy
Год выхода: 2010

Неоднозначный бывший эксклюзив Xbox 360 примечателен несколькими вещами. Во-первых, делали его Remedy, авторы непревзойдённых Max Payne 1–2. Во-вторых, делали игру явно под сильным впечатлением от творчества великого современного беллетриста Стивена Кинга.

В итоге местами игра вышла чересчур скомканной и затянутой, как и отдельные книги маэстро. Откровенно жутковатые моменты и сильные сюжетные повороты чередовались с вялотекущей любовной линией, блужданиями по похожим локациям и однотипными разборками с одержимыми реднеками. На фундаментальной идее «Свет – наш лучший друг» можно было построить гораздо больше оригинальных головоломок и интересных ситуаций, а уж появляющиеся в главах-эпилогах заигрывания с превращением слов в реальность – и вовсе кладезь бескрайнего потенциала, полностью профуканный из-за нехватки денег/времени/желания. При этом половина сюжета – чистой воды филлеры, и во время прохождения регулярно посещает мысль, что Alan Wake не мешало бы укоротить часа так на три. И всё-таки у Remedy получилась пусть не гениальная, но просто хорошая игра, которая слишком уж успешно подражает сериальным формулам.

Alone In The Dark: Inferno

13 игр-хорроров поколения

Платформы: PS3, Xbox 360, PC
Разработчик: Eden Games
Год выхода: 2008

В 2008, когда Atari внезапно решили воскресить запылившийся франчайз, индустрия была полна надежд. Все старательно искали новые методы эмоционального воздействия на аудиторию, ломали голову над улучшением повествования и активно заигрывали с физикой тел.

На волне сумасшедшей популярности Lost и 24, Eden Games захотели сделать всё то же самое, но в формате видеоигры. Alone In The Dark (на PS3 позже вышла улучшенная версия с подзаголовком Inferno) задумывался как эпизодический сиквел прадедушки survival-жанра. Но благодаря краху такой модели распространения концепцию плавно переделали в интерактивный сериал, в котором отдельные скучные моменты можно было перемотать, каждый эпизод начинался словами «Ранее в Alone In The Dark», а финал подавали в виде жирного клиффхэнгера с титрами. Честную физическую модель, вариативность и конспирологический сюжет игроки не оценили, огромное количество багов портило всё удовольствие. А побег на такси в Central Park наверняка войдёт в учебники геймдизайна как худший игровой момент.

Но вот какое дело: несмотря на корявое управление, баги, затянутости и множество других проблем (назовите любую проблему видеоигр, и выяснится, что AinD ею почти наверняка переболел: даже SecuROM в PC-версии до сих пор на месте), гениальных дизайнерских находок в игре не меньше, чем косяков, и потому поиграть в неё строго необходимо каждому уважающему себя геймеру (только желательно в PS3-версию – она куда лучше предшественниц). Один из тех случаев, когда приходится колоться, плакать, но продолжать жевать кактус. Потому что вкусный, скотина.

Amnesia: The Dark Descent

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PC
Разработчик: Frictional Games
Год выхода: 2010

Расставив все точки в условной трилогии Penumbra, независимые шведы из Frictional Games в поисках источников вдохновения внезапно обратились к готическим романам. События Amnesia: The Dark Descent вроде как происходили в 1839 году, а в нашем распоряжении оказывался целый замок. Сюжет получился интересным, хоть и несколько банальным.

Запоминалась игра, в первую очередь, полной и абсолютной беспомощностью нашего протеже. Замок поначалу выглядел пустым, но на самом деле был густо населён различными малоприятными тварями, только и ждавшими повода разделаться с главным героем. Стоило ненадолго зазеваться и не услышать шаги, бормотание или другие подозрительные звуки, как с вероятностью в 99,99% вы сталкивались с чудовищем лицом к лицу. Бежать зачастую было поздно, приходилось переигрывать с сохранения. Лучшее лекарство от подобных встреч – прятки в бельевых шкафах. Увы, идейное продолжение отдали на откуп авторам Dear Esther из The Chinese Room, в своих лучших традициях сделавших всё, чтобы убрать из игры любые элементы, собственно, игры. Получилось так себе (но об этом вы можете почитать отдельно).

Bioshock

13 игр-хорроров поколения

Платформы: PS3, Xbox360, PC
Разработчик: Irrational Games
Год выхода: 2007
Ранее на КГ: Ложка дёгтя

Кен Левин неоднократно признавался, что изначально задумывал Bioshock как прямое продолжение другого Shock, System, но боссы 2К требовали переделать игру, поскольку не верили в хорошие продажи. Так случайно родилась одна из самых заметных серий нашего времени.

Кто-то может удивиться, что мы своевольно записываем Bioshock в хорроры. И действительно, по прошествии стольких лет при разговоре об игре в основном всплывают «Would you kindly?..», темы из книги «Атлант расправил плечи» и безумно привлекательная ретро-стилистика… Но вы немного напрягитесь – и вспомните, каково было встречаться с Большими папочками и сплайсерами на первых уровнях, когда игра ещё не превратила героя в непобедимую машину для убийств. Да что там, мурашки по коже то и дело бегали и в дальнейшем, просто виной тому были уже не враги, а персонажи и их истории.

А вообще, чтобы лучше всего понять, насколько страшен город Восторг, достаточно поставить себя на место главного героя. Представьте, что очутились на дне океана, в развалинах разорённого гражданской войной города, а вокруг сплошь маньяки, извращенцы-эстеты и безумцы, утратившие последнюю связь с реальностью. Невесело, правда? Впору отчаяться, плюнуть на всё и самому стать одним из чудовищ… но это уже решение, которое каждый игрок должен принять лично.

Condemned: Criminal Origins

13 игр-хорроров поколения

Платформы: Xbox360, PC
Разработчик: Monolith Productions
Год выхода: 2005

Как когда-то написали в одном издании, Condemned можно смело назвать «симулятором избиения бомжей». Правда, характеристика эта очень поверхностная и однобокая. Не даром ведь, при всех перегибах в плане жестокости, игра стала одним из главных хитов на запуске Xbox 360.

Агент ФБР Итан Томас попадает в капкан глобального заговора, оказывается вне закона и вынужден спасаться бегством. Бежать сквозь кошмар, притаившийся в неприметных заброшенных зданиях, тёмных подворотнях, старых ветках метро. Расследование череды серийных убийств выливается в такой инфернальный ужас, что порой начинаешь сомневаться и в собственном душевном здравии. А финальная битва с главой тайного ордена запомнится надолго, мы вам гарантируем. При этом Criminal Origins грамотно внедряет в повествование и детективные элементы: поиск улик здесь – одна из главных механик.

Corpse Party

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PSP
Разработчик: Team GrisGris
Год выхода: 2011
Ранее на КГ: Рецензия

Все лучшие создатели хорроров (не важно, игровых ли, киношных или книжных) прекрасно знают простую истину: нет ничего страшнее для человека, чем плоды его собственного воображения. Подстегните его разум в нужном направлении, и несчастный самостоятельно утопит себя в вязкой мешанине из смутных образов и личных фобий.

Вот почему минимализм Corpse Party служит игре на пользу. У авторов не было денег на то, чтобы красиво и подробно показать смерти своих любимых героев (за этим следует идти к аниме-экранизации), но в результате эти сцены пробирают даже сильнее. Почему? Потому что большая часть смертей в этой игре описывается людьми, которых убивают. Игроку позволяют почувствовать себя в шкуре человека, которому отрезают язык и выдавливают глаза, – а это не самая уютная шкура на свете, прямо скажем.

И ведь это даже не самое лучшее, что есть в Corpse Party. Просто самые жуткие сцены в игре не описать на словах – это может быть одна-единственная фраза, произнесённая каким-нибудь героем, но благодаря событиям, ей предшествующим, она обретает невероятную силу и едва ли не собственную жизнь. Такую, что позволит ей ещё не один день витать по ночам над головами несчастных игроков, мешая уснуть.

Dead Space

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PS3, Xbox360, PC
Разработчик: EA Redwood Shores
Год выхода: 2008
Ранее на КГ: Ложка дёгтя

Ещё одна игра из списка, которая появилась на свет благодаря счастливому стечению обстоятельств. Electronic Arts, сделавшая себе имя на спортивных симуляторах, Sims и паразитировании на старых франчайзах, внезапно одобрила проект нового космического хоррора. Да, был в истории EA короткий период, когда Джону Риччитьело взбрело в голову превратить своё издательство в лучшего друга геймеров – с экспериментальными новыми блокбастерами на каждом шагу и полным надежд взглядом в светлое будущее… Ах, как давно это было.

Dead Space мало того, что практически целиком построен на заимствованиях идей из киноклассики («Чужой», «Нечто», «Сквозь горизонт») и у коллег по цеху (System Shock 1–2, The Thing, The Suffering 1–2, Resident Evil 4), так ещё и приёмы запугивания он использует самые примитивные. То свет в тесном коридоре Ишимуры мигнёт и погаснет, то вентиляционная решётка с лязгом за спиной взорвётся, то из-за угла раздастся дикий вопль. Периодически на голову бросали куски человеческих тел, а инженера Айзека преследовала мёртвая, но симпатичная подружка Николь. Но делает ли это игру плохой? Нет, ещё чего. Во-первых, кому-то и грамотной реализации этих банальных трюков хватит, чтобы родить свою порцию кирпичей. Во-вторых, нет ничего зазорного в том, чтобы прослыть добротным боевиком с мрачной атмосферой.

F.E.A.R. 2: Project Origin

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PS3, Xbox360, PC
Разработчик: Monolith Productions
Год выхода: 2008

Пусть оригинал поражал графикой, дизайном уровней, продвинутым интеллектом врагов и божественным сло-мо, но именно в продолжении Monolith соизволили сколько-нибудь систематизировать и пояснить сюжет. За что авторам отдельное спасибо.

Не обошлось, конечно, и без падения общего уровня качества. Из-за ориентирования в сторону консолей и более высокой детализации уровни заметно скукожились в размерах, и весело кружить с автоматическим оружием наперевес удавалось не всегда: тушка главного героя (о да, здесь даже ноги нарисовали!) частенько цеплялась за предметы интерьера, а враги проявляли чудеса идиотизма в попытках спрятаться за самыми неподходящими укрытиями. Но, благодаря более агрессивному поведению Альмы на экране, возросшему количеству тварей из загробного мира и городским развалинам после атомного взрыва, игра воспринималась как жутковатый сюрреалистичный апокалиптический боевик. Пусть никто не пугал до икоты, но порой волосы на голове начинали шевелиться.

Fallout 3: Point Lookout

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PS3, Xbox360, PC
Разработчик: Bethesda Game Studios
Год выхода: 2009

Внимательный читатель возразит, что негоже рассматривать DLC в качестве отдельного произведения. И будет, разумеется, прав. Однако не в данном конкретном случае: Point Lookout настолько сильно выделялся на фоне оригинала и прочих дополнений, что вполне тянул на полноценную загружаемую игру.

Судите сами. На смену пустошам и разрушенному Вашингтону пришёл новый заболоченный регион в штате Мэриленд, не вылезающий из тумана. Появились отдельный сюжет о противостоянии гуля Десмонда Локхарта и загадочной секты, охапка атмосферных побочных квестов. Более того, был пересмотрен баланс, отчего сражаться с негостеприимными местными жителями стало значительно сложнее, независимо от уровня и навыков вашего персонажа. А ещё авторы нет-нет да и позволяли себе выкинуть какие-нибудь странные визуальные фокусы. Чего стоили одни только растущие сверху вниз деревья во время одного из наркотрипов.

Left 4 Dead 2

13 игр-хорроров поколения

Платформа: Xbox360, PC
Разработчик: Valve Software
Год выхода: 2009

Тема зомби-апокалипсисов надоела всем ещё в начале девяностых, но для Valve такие мелочи никогда не были помехой: сделав упор на кооперативное взаимодействие и взаимовыручку, наёмники Гейба Ньюэлла по сути изобрели новый жанр.

Благодаря виртуальному режиссёру каждое прохождение в компании друзей отличалось от предыдущего. Уровни оставались неизменными, но угадать, когда в каких количествах нападут ходячие мертвецы, не представлялось возможным. В продолжении, которое отдельные фанаты до сих пор считают всего лишь крупным DLC, авторы добавили качественную расчленёнку, расширили арсенал холодного оружия, а действие кампании метнулось к солнечным югам США. Скопировать удачную схему пытались многие, но реальных конкурентов что-то до сих пор не видно.

Silent Hill: Downpour

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PS3, Xbox360
Разработчик: Vatra Games
Год выхода: 2012

Последняя (на данный момент) и не шибко удачная попытка реанимировать наше всё, чьи славные дни остались в далёком прошлом. Чехи из Vatra Games снова и снова клялись в верности идеалам франчайза, твердя, что в их задачах кровью прописано обязательство сделать игру не хуже легендарной второй части.

Меланхоличная история, душевные муки беглого заключённого Мёрфи Пендлтона, открытый для свободного исследования Сайлент Хилл, интересные побочные миссии – это всё, безусловно, плюсы проекта. Но, как и во всех играх от неопытных разработчиков, запал быстро заканчивался: сюжет постепенно мутировал в примитивный мистический сериал, боевая система с изнашивающимся оружием оказалась ужасно кривой, а монстры, словно телепортировавшиеся из третьесортных ужастиков, откровенно плохо вписывались во вселенную. В отрыве от своей родословной Downpour – неплохой хоррор, но это снова не Silent Hill.

Silent Hill: Homecoming

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PS3, Xbox 360, PC
Разработчик: Double Helix Games
Год выхода: 2009

Да, два Silent Hill в одном тексте о жанре, в котором и так-то куда больше представителей, чем можно упомянуть за одну статью… Да, жизнь несправедлива.

После выхода Silent Hill: Homecoming фанаты традиционно разразились гневными криками: атмосфера уже не та, слишком большой акцент сделали на боёвку, и где, собственно, сам заглавный город Сайлент Хилл?! В общем, сериал тут же принялись хоронить в братской могиле загубленных западными говноделами японских шедевров.

От большинства «критиков» ускользнул факт, что Homecoming пусть и не имел какого-то определённого отношения к Silent Hill (действие почти полностью происходило в маленьком городке Шефердс-Гленн), но хоррором получился вполне приличным. Многие загадки решались с наскока, и достаточно было человеческой логики. Рубить холодным оружием демонических тварей из мучения превратилось в удовольствие, а в моменты напряжённой стрельбы камера привычно уезжала за плечо, по образу и подобию любого мало-мальски компетентного шутера. Если бы Konami в своё время согласились вырезать Пирамидоголового и любые упоминания Сайлент Хилла, продажи были бы минимум в два раза выше.

Siren: Blood Curse

13 игр-хорроров поколения

Платформа: PS3
Разработчик: Project Siren
Год выхода: 2008

Одновременно ремейк и спин-офф Forbidden Siren, широко известной в узких кругах серии диковатых японских ужастиков с PS2. Siren: Blood Curse вышла в далёком теперь 2008 году и по понятным причинам стала эксклюзивом PS3.

Одним из поводов познакомиться с недооценённым проектом может послужить то, что авторы умудрились предсказать повальную моду на мокьюментари-хорроры. В центре внимания оказалась семья Монро, которая со своим оператором Солом путешествует по миру в поисках разной паранормальной чертовщины для телепередачи «Encounters». Нелёгкая заносит их в заброшенную японскую деревню Хануда, которая оказывается не такой уж и заброшенной. Человеческие жертвоприношения прилагаются. Из очевидных недостатков можно отметить разве что некоторую «тягучесть» сюжета, да и странная восточная атмосфера придётся по вкусу не каждому.

Зато это, как отметил Яцзы из Zero Punctuation, редкий пример произведения, где можно насладиться видом от второго лица.

Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Выйдут в октябре

 
29 Чт20:00Телеовощи (трансляция для спонсоров)

Ссылка на трансляцию доступна только спонсорам. Вы можете стать одним из них, поддержав нас на «Патреоне».

Выйдут в ноябре

1 Вс18:00Ноль кадров в секунду (трансляция для спонсоров)
2 Пн20:00Лазер-шоу «Три дебила» (трансляция)
3 Вт20:00ЕВА (трансляция)
 
5 Чт20:00Телеовощи (трансляция для спонсоров)

Ссылка на трансляцию доступна только спонсорам. Вы можете стать одним из них, поддержав нас на «Патреоне».

Новые выпуски подкастов

 
2ЕВА
 
 
12Телеовощи – 363: Убийство балалайкой
 
11Лазер-шоу «Три дебила» – 433: «Вратарь Галактики» и «Суд над чикагской семёркой»
 
6Ноль кадров в секунду – 339: Питерская гамма
 
5ЕВА – 395: Целебная сила гомосятины
Ещё

Новые комментарии