КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
«Веном 3: Последний танец» познакомит зрителей с величайшим марвеловским злодеем Веном и Эдди Брок идут ва-банк в финальном трейлере экшена «Веном 3: Последний танец» «Преступление и наказание» — дата премьеры и трейлер нового прочтения романа Достоевского Спортивное противостояние команд «Метеор» и «Вымпел» возобновится в мультсериале «Чемпионы» Звезда «Собирателя душ» Майка Монро раздавит Дракулу феминизмом и взбудоражит его мёртвых невест

Лицо

Mug

Зеркало

Смешались в кучу груди, муди — едва прикрытые нижним бельём. А по какому поводу полуголое побоище? Всё ради материальных благ, в данном случае распродажи телевизоров. Скидывайте одежду — получите скидку на товар. Вроде честно — но как-то мерзковато.

Эта открывающая сцена задаёт тон фильму: впереди полтора часа обнажённой людской натуры, зачастую неприглядной. Только она обнажена уже не в буквальном, а в переносном смысле.

Название «Без лица» застолбили ещё пару десятилетий назад, экая незадача. Впрочем, оно и не было бы идеально подходящим для истории здешнего протагониста Яцека: оный действительно теряет лицо (вот тут смысл снова буквальный) — но затем получает новое. Чужое. И сам становится чужим.

В основу драмы с элементами комедии легли два реальных факта: в Польше действительно возвели статую Иисуса, которая превзошла по росту Христа-Искупителя из Рио-де-Жанейро, и успешно провели первую в Европе операцию по полной трансплантации лица. Но в жизни эти факты не были связаны — а в фильме их объединил вымышленный Яцек. Ведь авторы задались целью не хроникально перенести на экран реальность, а рассказать своеобразную притчу. Отсюда ряд условностей: страшное падение лишает Яцека только лица, прочее тело остаётся прежним, да и сам Яцек не меняется. Но этого оказывается достаточно, чтобы многие близкие превратились в дальних.

К слову, именно с Яцеком связана одна из главных закавык: несмотря на ряд эмоциональных сцен, он простоват, больше похож на функцию, чем на живого человека. Обгоревший Ники Лауда из «Гонки» превозмогательно сражался, потерявший нижнюю часть лица Эдуар Перикур из «До свидания там, на верху» артистично саморазрушался — а Яцек ни то ни сё. Под финал его история и вовсе скатывается в невнятность; в «Лице» нет не только яркой точки, но и перспективного многоточия.

Фильму в целом не хватает стройности: вместо чёткой единой линии — набор сцен. Куда больше, чем гладкость повествования, авторов интересовала передача атмосферы и нравов. «Лицо» — мини-энциклопедия польской жизни, с сильным уклоном в религиозность: показываются и рождественская служба, и поминки, и Первое Причастие, и экзорцизм, и пресловутое возведение статуи Христа. Однако Церковь представлена здесь не в сиянии непогрешимости — напротив, ей достаётся изрядная доля подколок.

Столь же неоднозначна система здравоохранения: она спасает Яцека и даёт ему шанс вернуться к прежней жизни — но выставляет немалый счёт и отказывает в присвоении инвалидности, а значит, и в пенсии.

Третья медаль с двумя сторонами — семья. В ней можно найти и поддержку, и суеверное отчуждение. Для пущего нагнетания абсурда и холода фильм показывает могильную драку.

«Лицо» не стесняется жёсткости: здесь хватает цинизма и неполиткорректности, то и дело звучит знаменитое польское ругательство «kurwa», по многозначности пытающееся тягаться с англоязычным «fuck». А когда фильм решает, что сугубо лобовой атакой до зрителей в полной мере не достучаться, он вооружается более тонкими инструментами — деталями. Например, показывает, какими разными могут быть фотографии одного и того же человека: обручальная, медицинская, рекламная… Да что там, эффективной деталью способен быть даже зуб: сначала у любимого кривоватый родной зуб — это трогательно и привлекательно; потом ровная вставная челюсть — и былая симпатия катится в тартарары (не только из-за стоматологических изменений, конечно).

Казалось бы, лента изготовлена по проверенному рецепту: с бессердечием, кровью, фарсом и едкой сатирой соседствуют доброта, надежда, мягкий юмор — контрастность усиливает их сочетание. Да и проблема невольного превращения по-прежнему притягивает внимание. «Лицо» справляется вполне достойно… но проигрывает ряду предшественников. Взять тот же «До свидания там, наверху» — он был и искромётнее, и горше. Здешняя могильная драка — детский лепет по сравнению с тамошними гробовыми махинациями; то же касается раскрытия тем принятия и отвержения, самопожертвования и эгоизма. Хотя именно на лице расположено «зеркало души», «Лицу» не хватает душевности.

   
   
Поделиться:
Юлия Лялина
25 апреля 2018

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
50%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии