Мастер Чиф станет одним из главных героев многосерийного боевика по игре Halo Третий сезон «Очень странных дел» выйдет следующим летом CBS All Access готовит спин-офф «Звёздного пути: Дискавери» Чего ждать от Comic-Con 2018 в Сан-Диего Netflix планирует два сериала и три фильма по комиксам Марка Миллара
7
АНИМЕ
 
Прямая ссылка на новость:
$Спасибо автору
 

Ранобэ Sword Art Online: Российское издание

Франчайз Sword Art Online включает в себя целый ряд разнокалиберных произведений — от аниме-сериалов и телефильмов до игр и манги. Началось всё, однако, с серии ранобэ, которую японец Рэки Кавахара запустил в начале 2000-х. На сегодняшний день вышло 20 томов эпопеи, десять из которых выпущены на русском языке издательством «Истари Комикс».

Популярность франчайза вполне объяснима: Кавахара рано понял, насколько может быть востребованным геймерский контент. Абсурдная, на первый взгляд, мысль, что люди готовы платить за то, чтобы посмотреть, как в компьютерные игры режется кто-то другой, породила такие явления, как игровые стримы и жанр ЛитRPG. Но Sword Art Online, даром что его зачастую относят как раз к ранним представителям ЛитRPG, это всё же немного другая история.

Кавахара положил в основу первого тома своей знаменитой серии тайную фантазию любого успешного в виртуальном мире неудачника: «Ах, если бы я только мог стать частью игры». Так на свет появился «чёрный мечник» Кирито, aka обыкновенный японский школьник Кадзуто, который в результате злодейского эксперимента вместе с тысячами других геймеров оказался заперт в многопользовательской игре с полным погружением Sword Art Online. Пленники вынуждены примириться с тем, что смерть аватаров теперь приводит к всамделишной гибели их владельцев. А это значит, что от наработанных игровых навыков в буквальном смысле слова зависит жизнь. И тут, конечно, одинокий и зацикленный на виртуальных развлечениях Кадзуто-кун становится настоящим героем и одновременно — ролевой моделью для читателя-подростка, которого мама безуспешно пытается оторвать от экрана монитора ради уроков, пророча беспросветное будущее с метлой в руках.

Свалившаяся на автора после публикации романа популярность поставила его перед дилеммой: как писать продолжение, если история закончена, а идея о задротах-геймерах, спасающих тысячи своих собратьев, исчерпана? Ответ на этот вопрос Кавахара нашёл в смене антуража, справедливо полагая, что его читателей главным образом заботят игры, о которых он пишет, а не «рюшечки» в виде сюжетных перипетий. Так что в последующих томах повествование перескакивает сначала в фэнтезийную Alfheim Online с её феями, воздушными полётами и мировым древом Иггдрасиль, а потом в брутальную Gun Gale Online, где добро уже не просто с кулаками, а со снайперской винтовкой наперевес.

При этом во всех сюжетных арках Кавахара использует одну простенькую повествовательную концепцию: главный герой, прилагая нечеловеческие усилия (без них у японцев никуда), движется к достижению благородной цели, попутно исследуя игровой мир. В этом путешествии Кирито неизменно сопровождает прекрасная барышня. За этот шаблон Кавахара даже извинялся в авторских комментариях к одному из томов: дескать, не умеет он играть на контрасте в мужских взаимоотношениях, поэтому для того, чтобы оттенить характер Кирито, нужен главный женский персонаж.

Это, пожалуй, лукавство. Автор просто не хочет ставить своего откровенно любимого героя в конкурентные условия. Иначе нельзя объяснить то, что мужских персонажей первых шести томов Sword Art Online можно условно поделить всего на две категории, обе из которых статусу «звёздности» Кирито никак не могут угрожать.

Первая — это злодеи. Даже не так: Злодеи. У Кавахары их образы подчёркнуто гипертрофированы: как в индийских фильмах, они делают плохие поступки просто потому, что это в их натуре. В большинстве случаев автор даже не пытается придать отрицательным персонажам человеческого подобия, с удовольствием описывая их фактически звериное поведение в экстремальных условиях.

Вторая категория — это немногочисленные парни, с которыми Кирито водит дружбу. Но они либо сильно старше его, а потому находятся в иной «весовой категории» (как Эгиль или Кикуока-сан), либо симпатичны, но, увы, нелепы и немужественны (как Кляйн).

На таком безрыбье все более-менее значимые женские персонажи, которых встречает на своём пути Кирито, неизбежно западают на «чёрного мечника». При этом речь идёт не о каких-то там девицах в прыщах и очках, которые скрываются от жестокой реальности в компьютерных играх, а о настоящих богинях виртуального мира: сплошь красавицы, умницы, умелые геймерши и прекрасные поварихи. Даже обидно за Кирито, которого авторский произвол обязал выбирать из этого цветника.

Приём «обыкновенный японский школьник и его скромный гарем из красавиц», мягко говоря, не нов. И цель его использования вполне очевидна: статус героя повышается тем сильнее, чем больше очаровательных дам по нему сохнет. Плюс описание такой популярности у противоположного пола опять-таки способно согреть сердце и, что греха таить, чресла впечатлительному подростку.

Использование этого приёма порождает и целый ряд заштампованных ситуаций, знакомых каждому, кого судьба хоть раз заставляла посмотреть «гаремник». Это как минимум неизбежная сцена (которую Кавахара, к слову, не раз воспроизводит в своих книгах) «я случайно увидел вон ту милашку в нижнем белье, она злится, но в глубине души довольна» и описание околоромантических отношений между братом и сестрой.

Впрочем, как уже говорилось, сюжет в Sword Art Online вовсе не главное. Основная прелесть ранобэ — описание ситуаций, знакомых любителям компьютерных игр. Кавахара не просто не стесняется того, что он геймер, а наоборот — подчёркивает это, доходя порой до очаровательного занудства. И это способно и вправду согреть сердце (на этот раз без чресл) каждому, кого хоть раз увлекал мир MMORPG.

Отечественное издание приключений Кирито, в свою очередь, способно удовлетворить запросы любителей качественной полиграфии. Хороша и плотная бумага, и наличие суперобложек и, конечно, многоцветная печать оригинальных иллюстраций в начале каждого тома.

Этот дизайн персонажей, выполненный художником, скрывающимся под псевдонимом abec, стал каноническим и был кропотливо воспроизведён в анимационных экранизациях Sword Art Online. Но увы, нежная, почти акварельная цветовая гамма рисунков в аниме не перекочевала. Остаётся любоваться ею на страницах книг.

Как и положено ранобэ, российское издание снабжено не только цветными, но и чёрно-белыми иллюстрациями, что создаёт иллюзию возвращения в нежный возраст, когда подавляющее число встречающихся на твоём пути книжек были с картинками. Там, правда, в основном были волшебные звери и Иваны-дураки на печке, а тут игровые монстры и барышни в нижнем белье, но у каждого периода в жизни свои радости.

Написаны работы Кавахары без особых изысков, но воспринимается текст с лёгкостью, что уже неплохо. Приятно, что переводчики взяли на себя труд расшифровать игровой сленг, который может быть непонятен читателям, не относящимся к когорте геймеров. Впрочем, вояжа по сноскам опасаться не стоит: при всём своём милом занудстве автор не склонен к тому, чтобы при любом удобном случае щегольнуть непонятным словцом. Он старается сделать свои книги понятными широкому кругу читателей, сохраняя при этом ностальгический подтекст для «своих». И это, несмотря на очевидную поверхностность сюжета Sword Art Online, приятно.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии