← Все рецензии | О фильме | Видео / 5 | Кадры / 42 | Постеры / 9 | Разное | Фанарт |
Ряд авторитетных российских критиков уже успели забросать «Балканский рубеж» весьма обидными эпитетами: кто-то назвал его бестолковым, кто-то — затянутым, кто-то вообще заведомо зачислил его в претенденты на звание худшего фильма 2019 года. Во всём этом должно быть зерно истины, но другое зерно в том, что для российского кинематографа «Балканский рубеж» — это совершенно новый уровень качества исполнения, который теперь ещё пусть попробует кто переплюнуть.
Сама тема Югославской войны — не слишком популярная в искусстве, потому что за неё многим должно быть как минимум очень стыдно: и НАТО, чьи страны-участники под видом миротворчества бомбили Сербию, и той части коренных албанцев в Косово, что учинили совершенно бесчеловечную резню в отношении православных (и не только) сербов, и США, которые закрывали глаза на то, что их частные предприниматели этих террористов спонсировали. Одной стране точно не должно быть стыдно — России. И это говорится безо всякого псевдопатриотического пафоса: просто взяли, посадили миротворцев на БТРы, дали задачу захватить стратегически важный аэропорт — и захватили, переломив ход войны на Балканах.
Правда, перед этим там якобы поработала команда наёмников — о чём и рассказывает фильм. Важнее то, что самые частые упрёки в сторону фильма — мол, это «государственная заказуха» — несостоятельны в силу именно данного факта. В недавно вышедшем «Тоболе» госзаказ просматривался с первых же минут, когда все эти призывы «Погнали в царскую армию, там круто!», кресты через кадр и откровенная ксенофобия в отношении других народов выпирали, как жировые складки из-под леггинсов: как ни прячь, всё равно все увидят. «Балканский рубеж» — в некотором роде антипод госзаказу: в типа-православный отряд миротворцев занесло двух набожных мусульман, трусливый русский генерал останавливает колонну БТРов, боясь санкций НАТО, и главное — настоящий подвиг совершает отряд ронинов-наёмников, а не российская армия (последняя как раз приезжает уже на всё готовенькое, а ещё горящее, кровоточащее и дымящееся).
Самый большой упрёк, который можно предъявить фильму, — то, что создатели не слишком озаботились объяснениями, кто, почему и за что воюет, а главное, при чём тут Россия. Критики ворчат, что мусульмане-албанцы тут показаны откровенными сволочами, которые, похоже, воюют, просто чтобы эффектно резать головы огромными ножами, из-за чего якобы можно обвинить фильм в разжигании ненависти на религиозной почве. Что будет, конечно, глупостью несусветной, повторим: в команде бравых наёмников есть два мусульманина, воюющих за доброе и светлое. Причём один из них — албанец, осознающий, что действия «Армии освобождения Косово», в составе которой воюют террористы под знаменем главгада с почти орочьим именем Смук, не просто бесчеловечны, а ещё и ориентированы исключительно на войну без конца. Плохо, что о некоторых вещах не особенно умный зритель не станет задумываться — вот на таких и ориентируются, должно быть, те, кто обвиняют «Балканский рубеж» в нетерпимости. Ну что ж, каждый ориентируется на свою ЦА.
А если всё-таки ориентироваться на здравомыслящую аудиторию, то в «Балканском рубеже» есть всё, что нужно для зрелищного и крутого «мужицкого» боевика, которым он и является. По сути своей «Балканский рубеж» — это очередная реинкарнация «Семи самураев» Акиры Куросавы, когда отряд молодцов-изгоев приходит, чтобы защитить клочок земли, на который беспрестанно прут превосходящие по численности отряды противника. Соответственно, каждый персонаж должен обладать индивидуальностью и характером и должен быть связан с другими проработанной картой отношений. В этом плане у сценаристов всё отлично. В команде наёмников-миротворцев есть и харизматичный лидер (в кои-то веки хорошая роль Гоши Куценко), и свой могучий «Кэп Америка» (отмывшийся от грязи «Защитников» Антон Пампушный), и даже мужиковатая девушка-снайпер (как всегда прекрасная Равшана Куркова). Они не похожи на ходячие арсеналы: у каждого из них свои внутренние демоны, которые обнажаются по ходу действия, отношения персонажей меняются, но что важно — они остаются командой. Не набором супергероев, которые кичатся своими умениями для фана зрителя и спецэффектов, а коллективом, внутри которого есть иерархия и уважение.
Структура по-американски прекрасна. В фильме есть всё, что нужно для крутого залихватского сценария: побочный ненавязчивый саспенс (один из героев всё никак не может выкурить единственную сигарету), подвешенные в воздухе «ружья», стреляющие в нужный момент, даже любовная линия — и та подана аккуратно. Как и положено в жанровом фильме, есть вполне конкретное добро и вполне конкретное зло — впечатляющий антагонист, которого хочется придушить не за то, что он хочет захватить абстрактный мир, а за то, что он натуральный Сатана в человеческом обличье. Несколько сюжетных линий логично взаимосвязаны: например, история сербского полицейского, стремящегося отомстить главгаду за то, что тот вырезал всю его деревню, органично переплетена с историей российских наёмников. Есть даже юмор, и он отлично разряжает мрачную атмосферу — зрители старше тридцати на шутке про Чингачгука должны орать в голосину.
Но что уж точно теперь надо будет постараться переплюнуть — это постановка боевых сцен. Точечно они присутствуют и до эпизода обороны аэропорта, но именно там начинается самый сок — жаль, что те, кто ожидал увидеть чистый боевик, могут просто «не досидеть» до этого. В плане динамики последняя треть напоминает последнего «Безумного Макса» — стрельба практически не прекращается. Хороший саунд-дизайн буквально погружает зрителя в бой по самую макушку: где-то над ухом стрекочет крупнокалиберный пулемёт, миномёты разносят в клочья землю, а снайперская винтовка кашляет, методично выкашивая албанских боевиков. Всё очень брутально: рейтинг «16+» не совсем правдив, кровь льётся в изобилии, конечности отлетают при взрывах мин, а албанские террористы режут горла и рубят головы. Впечатлительным дамам не понравится, фильм вообще явно ориентирован в первую очередь на мужскую аудиторию: даже единственная дама в коллективе беспокоится, чтобы её любовно-похотливому интересу в бою не оторвало мужское достоинство, а не ноги. Фанатам «Капитана Марвел» и прочих фем-муви здесь делать категорически нечего.
В конечном счёте ругать «Балканский рубеж», разумеется, можно и даже нужно: он как закалённый в боях автомат Калашникова, который иногда даёт осечки, местами прицел сбоит, и огонь приходится вести почти вслепую. Но он всегда бьёт в цель — потому что скроен по схеме, которая неизбежно работает.
Комментарии
Неплохой боевик в стиле Бэевских "13 часов". Только там почему-то никто не говорил про госзаказ, про то, как ливийцев представили стадом кровожадных упырей, что на самом деле никакого превозмогающего боя американских спецназовцев не было, звездно-полосатый пафос и т.д. Его восприняли как боевик и никто и слова не сказал. Тогда почему льется ушат говна на точно такой же боевик в том же стиле?
То есть чудеса случаются даже в российском кино, и режиссер Танцев насмерть может снять хороший фильм? Удивительно. Самим сербам кстати фильм тоже нравится. Вообще, летом был в Сербии, там они очень хорошо помнят события 1999 года, боль сквозила у каждого собеседника, с кем нечаянно касались этой темы. Я боялся что будет как с землетрясением Сарика, спекуляция на трагедии, но хочется верить рецензии, что фильм сам по себе хорош
А Ивану, как я понял, очень не понравилась "Капитан Марвел". Жаль рецензию не написал, ну или не выложили.По сабжу - не ожидал, что получится вот так хорошо прямо. Единственная претензия к фильму - не до конца прописанный финал. Колонну русских остановили чёрт знает где, дав приказ сверху, и потом,бац, они уже на аэродроме Получается, действительно бюджета не хватило. Очень долго авторы выставляли экспозицию - сама оборона аэродрома начинается ровно за час до титров.
Похуй
Бесполезно объяснять вот это всё по части истории югославского конфликта в рецензии, новому поколению, выросшему на голливудском продукте. Лучше им за эффекты рассказывать и про откуда из голливудского оригинала взяты сцены.
Что не час, то рецензия) походу лучший фильм года!
Это да. Фильм немного затянут. Это если воспринимать его как боевик. Просто там долго разворачивали предысторию и знакомили с героями.
Ну и вроде как на Борьку давил и Запад и тот же Березовский или кто-то там ещё из тогдашней "семибанкирщины"). Но колонна всёж дошла.
Ну... Не надо всёж считать молодых тупыми. я вот помню что тогда взвились у нас все. И у американского посольства бушевали в том числе и молодые. Просто тогда Америка показала своё нутро. Что "что хочу то и ворочу и где хочу". Именно тогда добили систему международных отношений Ялта-Потсдам. и по сути международное право заодно. только вместо "права канонерок" пришло "право "томагавков". А после Югославии было нападение на Ливию. И пошло-поехало. Штаты решили что они одни имеют право решать любые прошлемы в практически любой точке земного шара. Тогда же примерно их лодки и самолёты постоянно лезли и к нам, и к китайцам...
ну и просто албанские шептары... Янки тогда поддержали в край конченных отморозков. Наплевав на право, дипломатию и ООН с Хельсинским протоколом. Нагло так. И ведь они про это "забыли".
Нормальный фильм получился. Не без косяков - но неожиданно сильный и крепкий. Ну и экшен всёж неплох. Доброе кино!
рукалицо
Опять трындежь про "поколение". Иди под подъездом "Санта-Барбару" обсуждай с бабушками.
Не все конечно. Я ни в коем случае не хочу мазать всех.
Кстати, а все уже подсчитали кассу, в Китае? :)
То есть навязшие штампы?
В фильм, впрочем, верю. Был на съемочной площадке, отношение к процессу у людей вполне вызывало доверие. Результат заценим.
Что-то "Миротворец" с Клуни вспомнился, особенно телевизионная речь какбе злодея по фильму...
Какие-то взаимоисключающие характеристики для прекрасной Равшаны, нет?)
Зато как куражились над фильмом в обзоре "Премьеры недели"
Странно, даже критик всего и вся Диденко у себя на канале в "ТыТрубе" похвалил, видимо действительно не плохо сняли.
П.С.
Или всем проплатили :)
Бездарная халтура. У меня в бложике немного есть.
Он до «Танцев насмерть» снял «Грач». Отличный сериал.
Это да. Один из немногих довольно правдивых фильмов про ту войну. Хоть там сербы тоже не айс... впрочем, там и тогда все резали всех. В Боснии. Три стороны (босняки-мусульмане, сербы и хорваты). Проблема в том что Запад демонизировал в СМИ и потом бомбил только сербов... Хотя ихнее мирное население тоже зверски вырезали те же босняки...
В Боснии прорвало вековой клапан ненависти. Там пятьсот с гаком лет ножи точили. Как писал Иво Андрич, югославский писатель, Босния -это земля, напоенная ненавистью...
Ну и очень многие босняки и албанцы , не говоря уж о хорватах (что придумали спецнож сербосек) воевали за Гитлера...
В Косово тоже старая ненависть. + это прародина и святой для сербов край. Который Запад у них в итоге просто отобрал. И не заметил и не замечает и ныне этническую чистку края. А древние церкви и кладбища сербов албанцы сейчас ровняют с землёй...
В фильме этих проблем коснулись, пусть и краем.
И да. Как боевик - это даже отличный боевик получился. Особенно последние минут так 45.
// У Кустурицы один из последних фильмов - "По млечному пути" - как раз про ту войну. Кино оригинальное, но тоже весьма хорошее.
(как всегда прекрасная Равшана Куркова)
Вот пиздец как настораживает такая характеристика вечно по пояс деревянной Курковой.
Настораживает по отношению к характеристике всего фильма
Хороший фильм, всяко лучше капитанши. Вспоминаю грузино-американское дерьмо 5 дней в августе, так этот фильм по сравнению с ним шедевр. Конечно не без недостатков, но в целом вполне достойно.
Пойду пересмотрю, там уничтожение российской ракетной батареей нарушителей границы и Циммер на саундтреке)
Ага, там где еще Моника Беллуччи
Да. На неё до сих пор посмотреть приятно. Ну и сам Эмир дал там жару.
О ради Бога, боже мой! (с)
Не исключено, что "как всегда прекрасная" - сказано о внешности ;) А так, особого отторжения ее актерская игра у меня не вызывает. Задач "проживания роли" ей обычно и не ставят, достаточно просто ходить туда - сюда и что-то говорить))
Да, ребята отлично справились. Не стареют душой ветераны! :-)
Посмотрел. Отличное военное кино. Наши ооочень давно ничего приличного про войну не снимали, тем более про современное. Всё крутится вокруг одного из немногих эпизодов нашей новейшей истории, которыми можем гордиться. Тут конечно вокруг исторических фактов свой сюжет накрутили, но снято классно. Кто смотрел "Спаситель" с Денисом Куэйдом и "13 часов. Тайные солдаты Бенгази", вот что-то среднее между военной драмой и отличным военным боевиком.
Персонажи хороши, нормально так двумя-тремя мазками, но достаточно сочно прорисованы.
Единственное, что бесило так это бездарная, просто сука по пояс деревянная Равшана Куркова. Даже Куценко тут к месту, но эта бездарная тварь... Бля, слов нет. Благо её тут мало, но блять своими тремя-четыремя репликами она умудряется свести на нет весь драматизм и пафос фильма
Очень приятно удивил фильм. По структуре напоминает 13 часов,Заставу и даже 9 роту, но тут все гораздо жестче и мощнее. Фильм идет очень долго, где то 2,5 часа, что чувствуется в основном только в первом часу. Когда начинается основное действие, забываешь обо всех ранее затянутых сценах,слабо поставленной открывающей "экшен сценой" и как бы не нужную но не напрягающую любовную линию.
Да, постарались не только показать спецоперацию и движение колонны, а еще максимально раскрыть трагедию сербского народа, с вкраплением документальных кадров, что только усиливает,а не мешает восприятию.
Актерский состав. На удивление, лучше всего играют сербы и малоизвестные наши актеры.Гоша Куценко, как всега Гоша, хоть и играет будущего президента Ингушетии, Равшана не так бесит как в остальных фильмах, Пампушный тут просто хорош, ничего плохого сказать не могу, просто ровная игра.
С технической стороны фильм снят хорошо, особенно последний час. Единственное как всегда чуток перебарщивают со слоумо.
Юмор. Да, в фильме есть юмор и господи как он хорош. Вот просто хороший, уместный, житейский солдатско-пацанский юмор.
Фильм очень жестокий, от некоторых сцен даже офигеваешь,особенно когда вспоминаешь, что у фильма рейтинг 16+, а на экране режут бошки, отрывают ноги, убивают беременных, избивают и убивают стариков и детей, пулемет крошит на части, снайпер сносит полбошки, раненные орут с выпущенными кишками. Но да, рейтинг можно поставить такой же как у Мистителей .
В целом крепкие 8 сербов из 10. Приятно когда выходят такие фильмы, рассказывающие о тех событиях, совсем другую правду нежели в западных фильмах, где только злые сербы и бедные несчастные албанцы.За что я кстати и презираю большинство даже вполне хорошие западные фильмы типа Телохранитель киллера или В тылу врага.
Интересно, Циммеру откатили за саундтрек к Интерстеллару? А фильм в целом хорош, кроме открывающей сцены с рваным монтажем и ненужным слоумо
Да особо не за что, только подзатянули немного
Фраза конечно классная для рецензии, но так-то Вера просто поинтересовалась "сильно ли белобрысенького покоцали", это Гирей уже ответил, что "красоту не задели")
Поддерживаю на все сто, отличное кино вышло! Внезапно, вот кто бы мог подумать, что Волгин сможет...может
Кустурицасербы подсобили по режиссуре ;)Да ладно, обычная, меня в этот раз не бесила даже.
Ой, это явно что-то личное..((
Нам не показали, кто конкретно остановил, приказ Сомову пришел из администрации президента, с которым он не согласился и написал на увольнение, а потом кто-то позвонил "Атаману" в колонну (использовав позывной "Арбат", я так понимаю, Генштабовский) и остановил.
В том-то и дело, что в человеческом обличье, это и страшнее всего.
Тогда не только Циммеру за музыку к моменту "Илюха пошел на минометы", но и наследникам Йохана Йоханнссона за саунд из "Сикарио" на моменте "пацан на велосипеде")
13 часов, тайные солдаты Бенгази - сцена защиты аэропорта слизана чуть ли не один-в-один. Интерстеллар - музыка. Мгла - последняя сцена с пистолетом и 4 пулями. Ну зачем так открыто палиться? А, пипл все равно схавает. Но техническая сторона фильма на высоте.