← Все рецензии | О фильме | Видео / 5 | Кадры / 42 | Постеры / 9 | Разное | Фанарт |
Ряд авторитетных российских критиков уже успели забросать «Балканский рубеж» весьма обидными эпитетами: кто-то назвал его бестолковым, кто-то — затянутым, кто-то вообще заведомо зачислил его в претенденты на звание худшего фильма 2019 года. Во всём этом должно быть зерно истины, но другое зерно в том, что для российского кинематографа «Балканский рубеж» — это совершенно новый уровень качества исполнения, который теперь ещё пусть попробует кто переплюнуть.
Сама тема Югославской войны — не слишком популярная в искусстве, потому что за неё многим должно быть как минимум очень стыдно: и НАТО, чьи страны-участники под видом миротворчества бомбили Сербию, и той части коренных албанцев в Косово, что учинили совершенно бесчеловечную резню в отношении православных (и не только) сербов, и США, которые закрывали глаза на то, что их частные предприниматели этих террористов спонсировали. Одной стране точно не должно быть стыдно — России. И это говорится безо всякого псевдопатриотического пафоса: просто взяли, посадили миротворцев на БТРы, дали задачу захватить стратегически важный аэропорт — и захватили, переломив ход войны на Балканах.
Правда, перед этим там якобы поработала команда наёмников — о чём и рассказывает фильм. Важнее то, что самые частые упрёки в сторону фильма — мол, это «государственная заказуха» — несостоятельны в силу именно данного факта. В недавно вышедшем «Тоболе» госзаказ просматривался с первых же минут, когда все эти призывы «Погнали в царскую армию, там круто!», кресты через кадр и откровенная ксенофобия в отношении других народов выпирали, как жировые складки из-под леггинсов: как ни прячь, всё равно все увидят. «Балканский рубеж» — в некотором роде антипод госзаказу: в типа-православный отряд миротворцев занесло двух набожных мусульман, трусливый русский генерал останавливает колонну БТРов, боясь санкций НАТО, и главное — настоящий подвиг совершает отряд ронинов-наёмников, а не российская армия (последняя как раз приезжает уже на всё готовенькое, а ещё горящее, кровоточащее и дымящееся).
Самый большой упрёк, который можно предъявить фильму, — то, что создатели не слишком озаботились объяснениями, кто, почему и за что воюет, а главное, при чём тут Россия. Критики ворчат, что мусульмане-албанцы тут показаны откровенными сволочами, которые, похоже, воюют, просто чтобы эффектно резать головы огромными ножами, из-за чего якобы можно обвинить фильм в разжигании ненависти на религиозной почве. Что будет, конечно, глупостью несусветной, повторим: в команде бравых наёмников есть два мусульманина, воюющих за доброе и светлое. Причём один из них — албанец, осознающий, что действия «Армии освобождения Косово», в составе которой воюют террористы под знаменем главгада с почти орочьим именем Смук, не просто бесчеловечны, а ещё и ориентированы исключительно на войну без конца. Плохо, что о некоторых вещах не особенно умный зритель не станет задумываться — вот на таких и ориентируются, должно быть, те, кто обвиняют «Балканский рубеж» в нетерпимости. Ну что ж, каждый ориентируется на свою ЦА.
А если всё-таки ориентироваться на здравомыслящую аудиторию, то в «Балканском рубеже» есть всё, что нужно для зрелищного и крутого «мужицкого» боевика, которым он и является. По сути своей «Балканский рубеж» — это очередная реинкарнация «Семи самураев» Акиры Куросавы, когда отряд молодцов-изгоев приходит, чтобы защитить клочок земли, на который беспрестанно прут превосходящие по численности отряды противника. Соответственно, каждый персонаж должен обладать индивидуальностью и характером и должен быть связан с другими проработанной картой отношений. В этом плане у сценаристов всё отлично. В команде наёмников-миротворцев есть и харизматичный лидер (в кои-то веки хорошая роль Гоши Куценко), и свой могучий «Кэп Америка» (отмывшийся от грязи «Защитников» Антон Пампушный), и даже мужиковатая девушка-снайпер (как всегда прекрасная Равшана Куркова). Они не похожи на ходячие арсеналы: у каждого из них свои внутренние демоны, которые обнажаются по ходу действия, отношения персонажей меняются, но что важно — они остаются командой. Не набором супергероев, которые кичатся своими умениями для фана зрителя и спецэффектов, а коллективом, внутри которого есть иерархия и уважение.
Структура по-американски прекрасна. В фильме есть всё, что нужно для крутого залихватского сценария: побочный ненавязчивый саспенс (один из героев всё никак не может выкурить единственную сигарету), подвешенные в воздухе «ружья», стреляющие в нужный момент, даже любовная линия — и та подана аккуратно. Как и положено в жанровом фильме, есть вполне конкретное добро и вполне конкретное зло — впечатляющий антагонист, которого хочется придушить не за то, что он хочет захватить абстрактный мир, а за то, что он натуральный Сатана в человеческом обличье. Несколько сюжетных линий логично взаимосвязаны: например, история сербского полицейского, стремящегося отомстить главгаду за то, что тот вырезал всю его деревню, органично переплетена с историей российских наёмников. Есть даже юмор, и он отлично разряжает мрачную атмосферу — зрители старше тридцати на шутке про Чингачгука должны орать в голосину.
Но что уж точно теперь надо будет постараться переплюнуть — это постановка боевых сцен. Точечно они присутствуют и до эпизода обороны аэропорта, но именно там начинается самый сок — жаль, что те, кто ожидал увидеть чистый боевик, могут просто «не досидеть» до этого. В плане динамики последняя треть напоминает последнего «Безумного Макса» — стрельба практически не прекращается. Хороший саунд-дизайн буквально погружает зрителя в бой по самую макушку: где-то над ухом стрекочет крупнокалиберный пулемёт, миномёты разносят в клочья землю, а снайперская винтовка кашляет, методично выкашивая албанских боевиков. Всё очень брутально: рейтинг «16+» не совсем правдив, кровь льётся в изобилии, конечности отлетают при взрывах мин, а албанские террористы режут горла и рубят головы. Впечатлительным дамам не понравится, фильм вообще явно ориентирован в первую очередь на мужскую аудиторию: даже единственная дама в коллективе беспокоится, чтобы её любовно-похотливому интересу в бою не оторвало мужское достоинство, а не ноги. Фанатам «Капитана Марвел» и прочих фем-муви здесь делать категорически нечего.
В конечном счёте ругать «Балканский рубеж», разумеется, можно и даже нужно: он как закалённый в боях автомат Калашникова, который иногда даёт осечки, местами прицел сбоит, и огонь приходится вести почти вслепую. Но он всегда бьёт в цель — потому что скроен по схеме, которая неизбежно работает.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: