В удивительном мире мы живём! Ещё лет десять назад сложно было представить, что остракизму и культуре «отмены» будут подвергаться не только целые нации и государства (это как раз-таки не выходило из моды), но и большинство, всё ещё являющееся носителем традиционных взглядов. Травле можно подвергать не только прижизненных классиков литературы, но и безобидных стримеров, и любого, кто посмеет купить такую, казалось бы, ерунду, как игру. Не успели разномастные нацисты насладиться трансфобским «Хогвартсом», как российская (она же «кипрская») студия Mundfish предлагает окунуться в мир яркого и солнечного коммунизма вместе с Atomic Heart. Что ж, застегнув гимнастёрку, причесав усы и затянувшись любимой трубкой, не будем отказывать себе в удовольствии.
Тем более что сотни ненавистников, из принципа придирающихся к якобы однобокой идеологической начинке и вторичному сюжету, крупно ошибаются. Да, изначальная экспозиция сладка и приторна. Безупречно чистые улицы, счастливые советские граждане, победившие фашизм и некую «коричневую чуму», ныне невероятно продвинувшись в технологиях и робототехнике. Они вместе с железными детищами строят исполинские летающие города, гигантские монументы и готовятся подключиться к единой сети живых и синтетических разумов «Коллектив 2.0».
Но несмотря на беспечную картинку, мир Atomic Heart гораздо более сложен и неоднозначен. Никуда не делись бюрократия, доносы, государство как аппарат насилия и банальные человеческие подлость и гордыня. Главное — не торопиться, читать электронные письма и голосовые пейджеры-«щебетари», которые раскроют не только лор игры, но и такие, казалось бы, безобидные мелочи, как причину любви героя к выражению «ёбаные пироги». Для тех, кто ожидает от истории банальной повести о злом предателе, взломавшем роботов, и доблестном советском майоре Сергее Нечаеве, Mundfish приготовила немало сюрпризов и мощных сюжетных поворотов, оставляющих послевкусие «на подумать» после титров (особенно если не прогадать с концовкой, выбрав неправильную сторону). Вдвойне приятно, что разработчикам не потребовалось опускаться до уровня «клюквы» или рисовать из общего прошлого цитадель зла, а разумно показать, что оно может крыться не в режиме, а в конкретных людях и их пороках.
Конечно, одним сюжетом двадцать часов игры сыт не будешь, так что хватает в Atomic Heart и геймплея. И с ним тоже всё хорошо! Опасения первых превью на тему скучных боёв и толстых туш врагов, которые якобы устаёшь кромсать и обстреливать, совершенно не оправдались. Схватки идут ровно столько, сколько нужно, а с умерщвлением врагов нет никаких проблем даже на контроллере. Правда, не стоит забывать, что Atomic Heart настаивает на ближнем бое — недаром в арсенале с полдюжины различных топоров, мечей и булав. Ну и не стоит встревать в затяжные бои в открытом мире — врагов с окрестностей набежать может прилично, и патронов с аптечками не напасёшься. Увлечься, впрочем, немудрено, ведь бои выходят захватывающими и разнообразными по тактике: нарвался на толпу усатых «григорчиков» «вовчиков» — не давай им себя окружить, не то запинают, как гопники в подворотне. Попал в зону обитания зомби-растений — сперва изучи локацию в поисках гнездилищ для «саженцев», оживляющих трупы, иначе поток врагов станет бесконечным.
Другая составляющая геймплея — исследование мира и комплексов, кишащих головоломками. Здесь тоже всё хорошо, хотя нельзя не заметить, что разработчики словно старались взять от именитых предшественников не только лучшее, а попросту всё. Одних только типов дверей здесь, пожалуй, с десяток: открывающиеся отмычками, печеньками-ключами, колбами с лунным грунтом, механизмами на реакцию, цветовыми и секретными комбинациями, электроразрядом из перчатки, головоломкой с линиями передач… Впрочем, всё это ещё и органично объясняется (а иногда и высмеивается) сюжетом игры, а процесс много времени не занимает, тренирует рефлексы и мозги, смотрится прилично и не раздражает.
Всё это великолепие наряжено в симбиоз футуристического прошлого и настоящего, приправленного юмором и пасхалками, понятными в первую очередь именно нам, а не заморским товарищам (хотя и для них найдётся достаточно прозрачных отсылок вроде подводного комплекса, «приводящего в восторг»). По телевизору показывают «Ну погоди!», по радио вещают «придуманные» нейросетями Басков и Шура, а в комнатах отдыха ждёт похотливый автомат Элеонора, вожделеющий майора по части проапгрейдить ему ствол или что-нибудь в организме. Вишенкой же на торте неизбежно становится шикарный боевой саундтрек, ностальгически пробирающий до дрожи современными аранжировками советских песен и зубодробительными темами Мика Гордона и Джоффри Дея. Если игра не получит наград за лучшее музыкальное оформление года, это будет просто верх несправедливости. Не подкачала и визуальная составляющая: прекрасные пейзажи с деревушками и научными городками, анимации обыска окружения на предмет лута для апгрейдов и крафта, боевая перчатка и «магия», с ней связанная, — всё сделано с чувством стиля и на удивление отлично оптимизировано.
Есть, само собой, и минусы. Где-то можно по-старчески поворчать — например, на муравьиного размера субтитры (которые исправят ближайшим патчем) или мелкие технические огрехи вроде застревания в объектах — штука, которая может запросто погубить в жарком бою. Где-то можно даже поругаться — например, на желание впихнуть в игру всё, что только увидели у жанровых коллег, да побольше: от сбора лута, прокачки местными «плазмидами» и езды на автомобилях до не самого нужного открытого мира. Это в итоге пусть и не портит впечатление (так как сделано на совесть), но вызывает подозрение, что игра была бы даже лучше при чуть меньших амбициях. В эту же копилку идёт отсутствие быстрого перемещения и варварская система сохранений, иногда отправляющая после поражения не на пять-десять минут, а на все полчаса назад в прошлое. Но всё это, по большому счёту, разной степени придирки и вкусовщина, а реальные проблемы студия Mundfish обещает поправить патчами.
По сумме же всех впечатлений Atomic Heart — это не просто очень хорошая игра от разработчиков из России, а полноценная веха в отечественном геймдеве, в котором довольно сложно припомнить что-то настолько же качественное с давно ушедших времён пятых «Героев», King’s Bounty, «Операции Silent Storm» и «Космических рейнджеров». Так держать!
Комментарии
А разве через стим дек нельзя запустить версию для вк плея?
Что-то заслоупочили вы с этими новостями.
Супер...и музон крутой
В который раз смотрю и на сам атомик харт, и на это дополнение... Боже, какой же потрясающий мог бы быть квест! Вот эта обложка — ну вылитый Myst новейшего поколения, или та же Сибирь (роботы же!). Атмосфера, освещение, персонажи...
Ну на кой хер кто-то решил запихнуть туда этот чёртов остоебенивший шутер?! Да ещё так погано сделанный. С каких пор такая ретро- и одновременно футуристичная эстетика ассоциируются не с наукой, исследованием, тайнами, а со стрельбой?!
Да-да, Биошок и Фоллаут. Но Фоллаут, во-первых, ролевой — с диалогами и прочим, а во-вторых — такой, байкерский, что ли. Разудалой. А Биошок, откровенно говоря, тоже просирает великолепную атмосферу и сеттинг однообразными пострелушками. Но его хотя бы к хоррорам отнести можно, все эти сестрички и прочее.
Но здесь-то. Скажите честно, неужели, когда вы увидели тот самый пролог в красивом футуристическом парке, с роботами и павильонами, вам действительно захотелось взять пушку и пойти стрелять во все стороны? Не исследовать локации, не общаться с персонажами, не рассматривать и изучать предметы, составляющие этот необычный мир, не забраться в самые интересные места... а чтобы всё это разрушилось, превратившись в скучный постапок и вы могли стрелять?! Правда?
Минусите, минусите, я знаю, что большинство здесь считает, что все остальные жанры "устарели", и если нет стрельбы — то "скучно".
И получился бы очередной нишевый проект для нитакихкаквсе без шансов на окупаемость. Ну или с несравнимо более бюджетным графоном.
Внезапно шутер как жанр всего этого не исключает, особенно если он правильно сделан. У AH правда с этим далеко не идеально, но лучше, чем могло бы быть.
Логика понятна, я ведь и сетую на то, что такого бы никто не сделал.
Однако, вы же понимаете, что по такому принципу новый Властелин Колец от WB вполне может иметь Гэндальфа в лосинах и Галадриэль-чудоженщину? Ведь даже такое легендарное произведение, как книги Толкина по сравнению с комиксами и комикс-фильмами — нишевой продукт. Зрителей комиксов во всём мире — несравнимо больше, просто на порядки. Каждый ребёнок, даже в бедных странах, знает кто такой человек-паук или бэтмен. А вот про Толкина большинство из них уже и не слышало...
Когда выбор "большинства" совпадает с вашим вкусом, то недовольных вы называете "нитакимикаквсе". Но если большинство предпочитает то, что вам не нравится — тут уже в ход идут любые аргументы: не такое поколение, повесточка...
Банально, мир уже стоит на пороге того, что большинство выбирает мобильный "гейминг". И вот уже вы лет через десять, глядя на очередной такой атомик харт, но уже вышедший для смартфонов, набитый рекламой и платными улучшениями, будете писать:
— Как же так, могла быть такая хорошая настоящая игра... На что потратили время и талант?
А вам ответят:
— И получился бы нишевой проект для пары динозавров, до сих пор сидящих на "пк" и на не-мобильной сони-стейшен? И кому это нужно?
Ну как бы да, так и есть. Но почему нельзя об этом погрустить?
Ну нет уж, извините. Шутер, как минимум, по определению быстрый. Там просто некогда подобным заниматься. Покрутить камерой, конечно, можно, но я говорю об исследовании каждой шестерёнки, как в Сибири, Мисте, Депонии — если говорить о квестах. Или об общении с персонажами, когда с каждым буквально выстраиваются отношения, есть целые деревья диалогов и ролевой отыгрыш, как в Аркануме, Вратах Балдура, Ведьмаке, Которе — если говорить об РПГ. Даже в лучшем шутере всех времён — Халф-Лайфе — этого, разумеется, нет.
И с каких пор все эти легендарные игры стали "нишевыми" и для "нитакихкаквсе"?!
В Atomic Heart куда больше взаимодействия с персонажами, чем в Myst, и куда больше исследования локаций, чем в каком-нибудь Аркануме. То, что вам не нравится стрельба, никоим образом не делает сколь-нибудь плохим решение авторов совместить кучу элементов, включая стрельбу. И нитакимкаквсе вас делает не любовь к одним жанрам, а отрицание ценности других.
Но для вас, если что, и квесты, и RPG продолжают успешно делать. Просто не эти конкретные авторы, которым хотелось сделать другую игру и они её сделали для тех, кто их видение оценит.
Красиво передёрнули, господин Гринберг! Персонажи в безлюдном квесте и исследование локаций в 2д-рпг с рандомными энкаунтерами. А речь шла, разумеется, про наоборот: исследование предметов в квестах и диалоги с персонажами в рпг. А так всё верно :)
Ничуть не отрицал права шутеров на существование и шедевральность (см. упоминание халф-лайфа).
Для лучшей иллюстрации того, что я имел в виду, приведу такой вымышленный пример: представьте, что вы видите трейлер дорогой и массово раскручиваемой игры, в котором вам показывают просто идеально сделанное оружие. 8к-шейдеры вплоть до капель масла, физика каждого патрона, анимация перезарядки на киношном уровне и отработка импакта выстрела с отдачей и ударной волной.
А в конце трейлера надпись: жанр — симулятор ходьбы без сюжета с пазлами-пятнашками. Стрелять из оружия нельзя, его несёт с собой для антуража ваш виртуальный напарник. Неужели вам не станет немного обидно?
Так же для примера можно провести недавние сериалы "Кольца власти", "Основание", "Оби Ван"... Авторам хотелось сделать так, и они сделали. В чём проблема? А просто людям обидно за упущенную возможность: когда ещё выпадет шанс снять Азимова, Сильмариллион или тем более МакГрегора в той самой роли? "Для вас, если что, Питер Джексон всё уже снял".
Только я не передёргивал. Вам нравится Myst? Нравится. А там нет взаимодействия с персонажами. Значит, вы всё-таки не нуждаетесь в куче диалогов с раскрытием подноготной десятков участников, чтобы получить от игры удовольствие. То же самое и с RPG.
Вы просто предвзяты к шутерам, причём совершенно беспричинно. То же исследование локаций есть даже в первом DOOM каком-нибудь. Потому что перестрелки заканчиваются, а локации - остаются.
Немного? Возможно. Но, если авторы смогут сделать хороший симулятор ходьбы с пятнашками (что сложно, но не невыполнимо) - я даже поиграю (мы сейчас предполагаем, что мне не наплевать на проработку внешнего дизайна оружия в шутерах).
Отнюдь. Людям обидно, что сделали говно. Плевать на упущенные возможности.
Ну ок, не чистый шутер, а иммёрсив сим с боёвкой, типа Deus Ex или Dishonored. В них она ничуть не мешает вдумчивому исследованию мира, чтению книжек, общению с персонажами и т.д. Единственное, за что можно ругать разработчиков Атомика - до полноценного иммёрсива всё же не дотянули. Ну и дурацкая идея с бесконечным респом врагов в открытом мире, вот это реально мешает. Но тут проблема не шутеров как класса, а одной конкретной неудачной механики (продолжаю надеяться, что в DLC её как-то поправят).