Ни для кого не секрет, что казахи правили бы миром, знай они свою историю. Crusader Kings III: Khans of the Steppe воспринимает эту шутку слишком серьёзно, и действительно даёт игрокам такой шанс. Новое DLC посвящено азиатским кочевым племенам и новым механикам геймплея.
Причём геймплей у них настолько нестандартный, что приходится учиться управлять страной почти с нуля. Когда в основной игре давали возможность отказаться от земель и стать межевым рыцарем, большинство механик всё-таки сохранялось — например, преданный совет с шестью должностями. Теперь же место совета занимает курултай. Тут нет, например, строителя или ответственного на войну. Есть супруг(а) правителя, есть шпион, а ещё четыре советника сидят в одном свободном чине, и им можно давать либо различные, либо одинаковые задания. Курултай также имеет немалое влияние при наследовании. В случае смерти правителя члены совета с низкой лояльностью просто разъедутся на четыре стороны, оставив нового персонажа игрока ни с чем.
Кроме того, у кочевников появился новый ресурс, призванный мотивировать к постоянному движению — стадо, которое пасётся на пастбищах. Чем больше стадо, тем больше авторитет правителя и возможности его правления. Показатель тучности пастбищ постепенно уменьшается, если кочевники долго сидят на месте, поэтому приходится договариваться с соседями и двигаться туда, где травка, попутно решая какие-то местные проблемы. И совсем не факт, что травка на новом месте будет зеленее. К моменту, когда ваше «государство» прибудет на точку, там может начаться зима или сухое лето, что погубит весь урожай. Чтобы такого не произошло, в каждом кочевом племени есть Звездочёт, с переменным успехом предсказывающий будущую погоду.
А как зарабатывать на всём этом? Очень просто. Кочевое племя может подсаживать государства «на счётчик», т.е. облагать неудачников и желающих защиты данью. А если кто-то отказывается платить, то вот тебе, игрок, новый интерфейс налётов, где ты сможешь сам выбрать, что именно хочешь забрать у зазнавшегося князька.
Степь огромна и племён довольно много, а угроза подстерегает каждого кочевника. Чтобы выжить, кочевые племена могут заключать пакт и создавать конфедерации. И это очень хороший способ противостоять великому Хану, что однажды обязательно попробует напасть и подчинить всех детей степи. Столкновение с ним — истинная проверка на прочность, а победа — ключ к покорению мира.
Подводя итог, оценить Crusader Kings III: Khans of the Steppe можно только на отлично. Поклонникам резких налётов и постоянного движения оно очень понравится, а остальные могут просто открыть для себя что-то новое в геймплее, и, возможно, даже получить особый степной кайф.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: