← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 15 | Постеры / 3 | Разное | Фанарт |
Ах, эти прекрасные глобальные стратегии от Paradox Interactive! Одна мысль о них окрыляет перспективами невероятных возможностей и тонкого контроля над государствами мира. Сотни стран, которыми можно управлять, сотни законов, которые можно издавать, десятки ползунков, благодаря которым игрок вершит судьбы миллионов виртуальных жителей. Но сделать стратегию такого уровня — это задача для талантливых и опытных разработчиков. Не говоря уже о больших бюджетах, которых порой не видно на экране, но которые, подобно суслику, всё-таки существуют внутри игры. Увы, творение, о котором мы сегодня говорим, лишено практически всего вышеназванного. Возьмите работы Paradox, сделайте им обрезание, потом пробегитесь ножом ещё раз, затем срубите остатки под корень, и у вас выйдет Realpolitiks — русско-польская глобальная стратегия про недалёкое будущее.
Три кампании окунают в эпохи, начинающиеся в 2020, 2050 и 2222 годах. Первая предлагает игрокам текущую политическую карту мира с несколькими поначалу незаметными нюансами вроде Крыма, Донецкой и Луганской областей, входящих в состав России. Второй сценарий полностью или частично изменяет границы государств после ядерной войны. Последний — дробит мир на мелкие регионы по 500 человек и предоставляет всем странам одинаковые возможности, в чём смысла мало, так как каждая кампания ограничена скромным комплектом стартовых стран — всего восемь на выбор. И нет, завоевать весь мир Польшей не выйдет, даже если очень хочется.
Разнообразия в самой игре тоже не много. Вместо настроек финансов здесь всего один ползунок размера налогов да фондовый рынок, куда можно звать другие страны. Чуть позднее позволяют исследовать экспорт, который ежемесячно приносит небольшой доход с продажи ресурсов, — на чём местная экономика заканчивается. Социальное жильё, улучшение области, новая инфраструктура, новая шахта и туристическая отрасль — вот и всё, что можно сделать в своих регионах, причём ни один из проектов нельзя улучшить, только создать. Негусто, правда?
Руки у игрока развязываются лишь тогда, когда дело касается науки и международных отношений. Доступных исследований много, и влияют они на все сферы: от экономики и социальных реформ до военного дела и специальных проектов. Увы, тут тоже есть подводные камни: очень долгий срок исследований и ограничение на количество одновременно изучаемого не позволяют вам быстро поднять страну с колен. Да и содержание уже открытого частенько влетает в копеечку — подумайте дважды, прежде чем изучать, например, «Декретный отпуск». Прирост населения — это, конечно, хорошо, но сильно бьёт по государственному карману.
Что до международной арены, то она чуть более разнообразна, чем внутреннее строительство. Дипломатия, например, позволяет улучшать отношения с соседями, вкладывать деньги в отсталые страны и помогать. Шпионаж — саботировать атомную энергетику, менять государственный строй и ослаблять моральный дух армии соперников. Но не спешите гадить соседям, ведь иногда ваша дружба с ними может перерасти в нечто большее, а именно в создание государственных блоков. Блок — это союз стран, повязанных одним правительством, одной администрацией, одной валютой и безвизовым режимом. Участие в таком союзе заставит ваших казначеев молить о пощаде, но мало кто захочет наехать на состоящую в нём страну — воевать-то придётся со всеми входящими в блок государствами разом.
Увы, поведение соперников непредсказуемо. Вот вы, например, решили перестраховаться, запастись ядерным оружием и укрепить армию. Запустили ракетную промышленность, обучили пехоту, построили танки, самолёты, корабли. Однако чем больше ваша армия и чем больше вы изучаете военных проектов, тем сильнее вас ненавидят. Вас ненавидят соседи, вас ненавидят страны внутри ваших блоков (причём даже те, что сами просили улучшить армию), на вас нападают те, кто не должен.
Хотите примеров? Получите! Маленькая островная держава Анимелэнд (бывшая Япония) на 250 человек крайне недовольна тем, что у вас в ангарах стоит по полсотни самолётов и танков, поэтому решает на вас напасть. Да, у вас тысячи боеголовок, которыми можно устроить на Земле ядерную зиму. Да, у вас такая армия, что ею можно заселить небольшую планету. Да, ваши солдаты используют лазерное оружие, имеют робоимпланты и сверхкомпьютеры в каждом мобильнике. Ну и что? Анимелэнд всё равно на вас нападёт своими тремя бойцами на ржавом танке. Потому что может. И когда вы начнёте сопротивляться, именно у вас возрастёт «Рейтинг агрессии», и вас станут ненавидеть ещё сильнее. Логика берёт чемоданы и уезжает к маме, оставляя Realpolitiks в одиночестве.
Но вернёмся к войне. Война в игре — самая увлекательная и при этом самая однообразная вещь. Всё, что вам надо делать, — это отдавать одинаковые приказы для военных операций. Если у вас много единиц армии, то операция, скорее всего, пройдёт успешно. Если нет, то поднакопите войска и повторите. Как только очков побед станет достаточно, с врагом можно будет договариваться о его капитуляции. Военные операции не отличаются друг от друга ни визуально (просто набор фотографий), ни по названию: надо захватить ключевые коммуникации, города, военные базы и т. д. Если вы ведёте антитеррористические операции на своей территории, то набор приказов остаётся тем же. Разработчики не объясняют, почему мы должны захватывать собственные города и военные базы при бандитских чистках. Тут было бы достаточно поменять названия приказов, много сил и средств на такое не нужно, так что спишем на девелоперскую лень.
Realpolitiks обещает многое. Она позволяет строить подводные и полярные станции, уничтожать пришельцев, колонизировать планеты и спутники Солнечной системы. Однако красиво это только на словах. Планеты и станции — это просто новые регионы на карте; пришельцы — так и вовсе всего лишь страны, которые поменяли флаги на инопланетные, оставив земные технологии и земную экономику. Наложить на марсиан торговое эмбарго? Да легко! Никаких отличий, никаких особенностей, только цвета.
Игра не дружит с логикой нигде и никогда. Хотя казалось бы, если вы делаете обрезанную версию отличных глобальных стратегий, то оставленное должны продумать до мелочей, иначе конкуренты съедят ваше детище с потрохами. Realpolitiks при всей своей простоте игра очень неудобная (чтобы добраться до нужной информации, постоянно приходится мотать раздувшийся интерфейс) и кривая практически по всем показателям: от поведения ИИ до внутренней политической статистики. В ней вас могут назвать воинственным агрессором просто потому, что на вас постоянно нападают соседи-идиоты. Как оно вообще работает, а?
Будьте готовы к странностям, неприятностям и коварностям, тут и там раскиданным создателями. Замахнулись они на большое, а сил хватило лишь на малое. Новичков в жанре вполне устроит результат их трудов, но остальным лучше посмотреть другие глобальные стратегии.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: