Так уж получилось, что непосредственно перед Rise of the Tomb Raider я закончил проходить переиздание Uncharted — и во многих аспектах новые приключения Лары Крофт всё ещё не выдерживают сравнения с историями Натана Дрейка, выглядят на их фоне бледно. С другой стороны, Crystal Dynamics увереннее — во всяком случае, по сравнению с релизом двухлетней давности — подчёркивает свою собственную концепцию, где яркий приключенческий боевик неплохо сочетается с исследованием мира и развитием персонажа.
Не считая локаций из пары вступительных глав, весь мир Rise of the Tomb Raider — единое пространство, где можно вернуться на уже пройденные участки (не всегда на своих двоих, но легко с помощью телепортации между базовыми лагерями). Это позволяет внимательнее отнестись к улучшению персонажа — у Лары Крофт несколько полноценных веток способностей. Во-первых, можно и нужно прокачивать основные способности — скорость регенерации, естественную броню, умение собирать полезные предметы на ходу и особые методы добивания противников. Во-вторых, даётся возможность улучшить все виды снаряжения и оружия — последнего в игре не так много, но условный автомат в середине и в конце прохождения (благодаря многочисленным примочкам) по ощущениям является двумя совершенно разными стволами. В-третьих, игра дополнительно мотивирует к изучению окрестностей — если внимательно читать все таблички на греческом или русском языках, то также есть шанс получить дополнительные бонусы.
Впрочем, никто не заставляет игрока пару десятков часов носиться по снегу в поисках звериных следов, залезать в каждый угол заброшенных советских строений и переворачивать каждый гнилой ящик в поисках лута. Аналогично обстоит дело с пресловутыми гробницами — действительно интересные головоломки, требующие пространственного мышления и аккуратной акробатики, тоже не являются обязательными. Хотите пронестись по сюжетной части за несколько вечеров — пожалуйста, никто не запрещает. Всё равно сюжетно необходимые навыки героиня и так получает в нужный момент по ходу основных миссий; да, в конце с неразвитым персонажем может быть непросто — но не более того.
Tomb Raider уже совсем не хочется называть клоном Uncharted — теперь игра структурно куда больше походит на, например, The Legend of Zelda. В сочетании с визуальной стилистикой и темой получается вполне самобытная вещь, способная предложить одновременно много всего.
А вот с сюжетным обоснованием происходящего по-прежнему никак, что неудивительно — ведь у сценарного руля всё ещё Рианна Пратчетт. Творчество дочери великого английского писателя давно стало объектом насмешек игровой прессы — и, пожалуй, заслуженно. Mirror’s Edge, свежий Thief, обновлённая дилогия Tomb Raider и другие игры за авторством Рианны — везде невнятная история и полное отсутствие хоть сколько-нибудь интересных персонажей.
В Rise of the Tomb Raider Лара продолжает дело своего отца — поиски Источника жизни. В прошлом выпуске TR нам как бы показали становление героини — правда, жутко схематично: сперва бедная невезучая девочка страдала и плакала, а затем внезапно начала резать и расстреливать сотни бандитов, не останавливаясь даже перед огромными древними самураями. Судя по названию продолжения, нынче нам расскажут о становлении мисс Крофт уже в качестве великой Расхитительницы гробниц — тут развития персонажа нет вовсе, просто в какой-то момент Лара заявляет, что разобралась с наследием отца и теперь вроде как открыта для дальнейших приключений.
По ходу игры ей помогают чернокожий сайдкик (его имя я успел забыть к моменту написания рецензии) и сборная сибирской деревни, жителей которой не устраивает появление целой армии вооружённых людей с грузовиками, вертолётами и прочей техникой. Противостоять предстоит полуабстрактной масонской организации «Троица», чьё местное отделение возглавляет клишированный и безликий психопат с отклонениями на религиозной почве. Интересно звучит? Правильно, не очень.
Сражаться, впрочем, увлекательно. Многие эпизоды можно пройти без поднимания тревоги — у Лары со временем оказывается великолепный лук, из которого удаётся стрелять «очередью» по три стрелы. Уничтожать врагов можно и с помощью ледоруба в самых разных ситуациях — выныривая из-под воды, прыгая с дерева и просто подкрадываясь сзади. Перестрелки уступают лучшим шутерам от третьего лица, но всё равно ощущаются приятно — враги надвигаются, забрасывают гранатами, а у героини патроны не то чтобы всегда в избытке. Зато можно собирать пустые банки и бутылки и на ходу изготавливать из них гранаты, взрывая или поджигая всё вокруг.
В третьем акте традиционно (как для Uncharted, так и для Tomb Raider) появляются мистические противники — бессмертные рыцари древней армии. Облачённые в доспехи воины куда крепче боевиков «Троицы» и реально вызывают затруднения у Лары. Амуниции вечно мало, идти в лобовую атаку с ледорубом нельзя, поэтому приходится бегать по уровням, взрывать вблизи рыцарей вазы с горючей смесью, подкрадываться со спины или наносить критические удары во время QTE-моментов. В финале начинается совсем уж мясо в духе Serious Sam — узкий участок, несколько десятков противников и непременный босс-вертолёт. Это окончательно разрушает все сценарные попытки выставить мисс Крофт уязвимым персонажем; зато стрелять и биться неизменно весело.
Технически к игре не придраться — прекрасные модели персонажей, реалистичная и плавная анимация, красивые и детализированные уровни. Разнообразия, правда, не шибко много — легендарный город Китеж находится почему-то в Сибири, где сплошь снег, леса, горы, заброшенные советские концентрационные лагеря и снова снег. Но есть и по-настоящему красивые пейзажи и затейливо стилизованный секретный город под ледником.
Rise of the Tomb Raider свидетельствует о том, что Crystal Dynamics окончательно определилась, куда двигать сериал. Игра больше не похожа на клон Uncharted, но работать ещё есть над чем. Прежде всего, надо привлечь более вменяемого сценариста — с внятным сюжетом всё прочее будет смотреться куда интереснее.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: