← Все рецензии | Об игре | Видео | Кадры / 12 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
На одном из своих загрузочных экранов Sound Shapes честно пишет: «Это игра для тех, кто хочет писать музыку». Если вы из таких, то можете даже не читать рецензию. Для вас оценка свежего экспериментального проекта от Sony – однозначное «охуительно», а его покупку вам следует смело записывать в обязательные к срочному исполнению жизненные цели. А вот посоветовать её обычным геймерам будет чуточку сложнее. И не из-за качества игры, претензий к которому фактически нет, а из-за её длины.
Чувствуется, что работали над проектом музыканты. 20 уровней продолжительностью в 3–4 минуты – невероятно мало по меркам компьютерной игры, но более чем здорово для музыкальных дисков. Конечно, объективно ни один из пяти «альбомов» в игре не является альбомом. Макси-синглом – да, но не альбомом. Однако ж вместе это 20 полноценных треков, и $15 за такой большой сборник – более чем достойное предложение в мире музыки. Впору даже подумать, что геймеры, требующие как минимум по 6–8 часов от любого серьёзного проекта, откровенно зажрались, – но что это меняет? Пусть даже и зажрались. Когда тебя окружают десятки разработчиков, предлагающих сделки с куда большим КПД, вопрос длительности становится достаточно сложно игнорировать, как бы хорош и необычен ни был предлагаемый краткий опыт.
Но он, однако же, хорош. Да что там хорош – практически всю кампанию он балансирует между отличным, восхитительным и невероятным. Пять альбомов-миров созданы разными командами художников и композиторов и радикально отличаются друг от друга и по стилю, и по духу, и по настроению. Последний альбом, написанный музыкантом Beck, так и вовсе шедеврален – неожиданно обнаруживается, что игра поддерживает создание не только относительно простых мелодий, но и полноценных песен со словами. А визуальное их оформление… Скажем так: бегство от ядерного взрыва по ожившим словам из песни Cities – это один из тех опытов, что останется с нами навеки. И после него как никогда очевидно, что любой аргумент против объявления игр видом искусства был опровергнут ещё до его произнесения.
Но восхитительное сочетание музыки с визуальной частью, о котором может лишь мечтать большинство клипов, – это ещё не всё. Мы всё-таки об игре говорим, и ей нужен достойный геймплей. Ну, та самая штука, которой было не заметно ни в трейлерах, ни в самом концепте «Шарик катится по уровню, прыгая и собирая призы». К счастью, иногда даже безымянные шарики могут приятно удивить: качеству и разнообразию геймплея в Sound Shapes позавидуют многие именитые конкуренты. Практически каждый новый уровень радикально отличается от предыдущего. Прыжки по пулям, участие в местном аналоге арканоида, плавание в батискафе, уже помянутое бегство от ядерных взрывов… Какой бы короткой ни была кампания в Sound Shapes, в одном её создателям не откажешь: они наполнили интересными, умеренно сложными геймплейными ситуациями каждую минуту.
И всё же. Вот прошли полтора часа. Неужели это действительно всё? Не совсем. Собственно, после полного прохождения всех уровней в копилке трофеев игрока оказывается лишь одна награда из нескольких десятков. А всё потому что по завершении основной игры открываются ещё два режима, содержащие все остальные серебряные кубки.
Первый из них – «Смертельный режим». Смельчаков, принявших вызов, кидают
на небольшие одноэкранные уровни и дают простое задание: успеть за
отведённое время собрать определённое количество призов, избегая смерти
от рук разнообразных ритмичных опасностей. Теоретически каждый такой
уровень длится 20–30 секунд, а значит и прохождение режима должно
занимать совсем уж смешное время… Но на практике счёт смертей в ходе
каждой из миссий может идти на десятки, если не на сотни – в лучших
традициях того же Super Meat Boy. Это очень сложное и столь же
затягивающее занятие, по ходу которого участника утягивает в
своеобразный транс. Мир за границами экрана исчезает, тело перестаёт
иметь значение, а между мозгом и игрой налаживается практически прямая
связь… ну да вы наверняка и сами знаете, как это бывает, когда какая-то
игра умело использует ритм, чтобы едва ли не загипнотизировать
пользователя.
Второй режим – «Школа битов». Набор занятных испытаний, в которых от
игрока требуется на слух восстановить местные аналоги партитур.
Увлекательность сего занятия варьируется от мелодии к мелодии, но
надолго его не хватает при любом раскладе: в крайнем случае головоломка
решается либо методом подбора (тебе всегда указывают, какие ноты
проставлены в нужных местах, а какие – нет), либо минутным поиском
ответа в интернете.
В конечном итоге даже двух дополнительных режимов не хватает, чтобы
подтянуть продолжительность игры до пристойных величин, – да и не
сравнятся они по увлекательности с основным геймплеем. И потому,
принимая решение о покупке Sound Shapes, необходимо ответить на два
вопроса. Первый: как вы относитесь к концепции «Играй, создавай,
делись», продвигаемой Sony ещё с LittleBigPlanet? Потому что удобный
редактор – едва ли не главная причина для существования Sound Shapes, и
число любительских уровней почти наверняка перевалит в итоге за десятки и
сотни тысяч. То есть люди, не брезгующие творениями других
пользователей, смогут наслаждаться проектом не 5 и даже не 10 часов, а
едва ли не бесконечно.
Если же вы не из тех, кто даёт шанс произведениям, не созданным
профессионалами, то вот вам второй вопрос: стоит ли переплачивать за
скоротечный проект просто потому, что он не только крут, но и уникален?
Конечно, Sound Shapes – идеальная площадка для создания DLC-альбомов,
так что на 20-ти уровнях жизнь основной игры наверняка не закончится. Но
ведь и они не будут бесплатны, так?.. Как ни смотри, а удовольствие
получается не из дешёвых.
Это не первый и не последний случай, когда к нам на разделочный стол
попадает хорошая, но откровенно короткая игра. Однако ж это первый
случай, когда контраст качества и длины оказывается
настолько ярким. Даже если забыть о вопросе цены,
Sound Shapes банально не хватает, чтобы насытиться. Когда последний
альбом – Cities – заканчивается, то хочется выть от осознания, что эти
великолепные три уровня были финалом и ничего подобного в ближайшее
время не предвидится.
Это просто-напросто жестоко по отношению к геймерам. Ну как можем мы
советовать вам игру, которая так сурово с нами обошлась, зная, что вам
придётся пройти через те же страдания?..
…Да легко, на самом деле: советуем.
P.S. К слову, Sound Shapes, даром что стоит $15 и проходится на 100% за считаные по пальцам одной руки часы, поставляется с платиновым трофеем, словно дисковый релиз. И не с одним, а с двумя: версии для Vita и PS3 поставляются вместе и позволяют синхронизировать сохранения между собой, но каждая из версий идёт со своим набором трофеев. Прошёл одну версию, запустил вторую, синхронизировался – получил второй комплект наград. Сложно сказать, много ли на свете активных охотников за трофеями и ачивками, но Sony явно намерены привлечь эту аудиторию на свою сторону.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: