Реклама
   
   
Дикий Аарон Тейлор-Джонсон несётся на врага — свежий кадр из «Крэйвена-охотника» Кровь, секс и драконы в тизере эпического фэнтези «Сумерки богов» Зака Снайдера Главное, чтобы не ныл! Ридли Скотт прокомментировал реакцию Рассела Кроу на «Гладиатора 2» Майкла Б. Джордана развели на новую «Аферу Томаса Крауна» Режиссёр «Скалолаза» и «Крепкого орешка 2» снимет экшен про американского президента и его боевой лимузин

Чужой: Завет

Alien: Covenant

Сотворение мира

В начале был «Чужой». История его рождения милее, чем эти ваши «Ла-Ла Ленд» и «500 дней лета» вместе взятые. В клаустрофобических декорациях «Ностромо» при студии 20th Century Fox случайно встретились технический прорыв и жанровая революция. Смотрят — а там столик на двоих, свечи, музыка и улыбающийся режиссёр с бутылочкой вина. Так — прямо на столе — и был зачат первый научно-фантастический хоррор, не пытающийся впечатлить зрителя спецэффектами из говна и палок. Кто бы в наши дни не кукарекал про «Ридли Скотту просто повезло», мы-то знаем: без талантливого британского сводника получилось бы очередное «Восстание людей-грибов» или «Жидорептилоиды против мумии ацтеков».

Не успели зрители подкрасить свои поседевшие от страха волосы, как пришёл Джеймс Кэмерон. Он принял эстафету у коллеги и создал «Чужих», и были они не хуже оригинала. А в чём-то даже лучше, ибо играли в супертяжёлой, буквально лопающейся от стероидов весовой категории. Потом был триквел за авторством Дэвида Финчера, вызвавший тысячи анальных возгораний по всей тверди земной. И стал свет! И увидел Жан-Пьер Жёне, что свет от полыхающих фанатских пердаков хорош, и плеснул в огонь из бутылки, купленной по случаю у добродушного рыжебородого парня. И долбануло так, что для реанимации Чужого потребовался целый Хищник.

Решение Скотта вернуться к франчайзу спустя 30 лет стало самой большой сенсацией с тех пор, как Майкл Джексон побелел. Как и в случае с Джексоном, результат вызвал у публики неоднозначную реакцию: одни открывали шампанское, другие вскрывали вены. Для одних «Прометей» — не более чем фантазия святого Ридли на тему работ псевдоучёного Эриха фон Дэникена. Для других — космическая Библия. Помните синих людей, которых неоднократно замечали в лесах и барах по всей планете после выхода «Аватара»? Так вот, учение «Прометея» легко могло бы пополнить список религий мира — хотя бы в качестве конкурента саентологии. Вы что, всерьёз думаете, что какой-то там Рон Хаббард — ровня Ридли Скотту?

Поначалу складывается впечатление, что «Чужой: Завет» не тянет на Библию; максимум — на поваренную книгу Свидетелей Иеговы. Маэстро ничуть не лукавил, говоря о смене ориентиров. Вопрос лишь в том, куда сей славный Сусанин завёл зрителя на этот раз. А завёл он его далеко, за тысячи световых лет от «Прометея». Туда, куда Чужой морпехов не гонял. Иными словами, старина Ридли уже второй раз снимает в рамках франчайза картину «про что угодно, лишь бы не про главное». Это может звучать страшно, но ближайшим родичем новой ленты хочется назвать фильм «Чужой 4: Воскрешение». Чуете волнение в воздухе? Это где-то заулыбался один Джосс Уидон.

Ввиду библейских масштабов «Прометей» в своё время получил отдельную дисциплину в рамках специальной олимпиады. Проще говоря, срач взметнулся до небес. И если адекватность биологов-хипстеров в фильме действительно вызывала сомнения, то претензии отдельных экспертов к бегству по прямой от катящегося корабля-рогалика нелепы. В ситуации, когда движущаяся на тебя махина закрывает обзор до самых облаков, ориентация в пространстве попросту отказывает. А паника заставляет забыть даже о том, что такое ноги и для чего они нужны. Ну да, было бы куда лучше, если бы Нуми Рапас и Шарлиз Терон разбежались в стороны и закурили, бесстрастно провожая взглядом проносящийся мимо рогалик величиной с «Зенит-Арену».

Насчёт уроков, извлечённых из предыдущего опыта, Скотт тоже не соврал. В «Завете» откровенных ляпов вроде последовательно меняющих свою прочность скафандров стало меньше. На смену нестыковкам пришла королева Случайность! Герои тупят как бы не специально, но нечаянно: то дверь не успеют закрыть, то выстрелят из дробовика в баллоны со сжатым чем-то там. Даже происки коварных синтетиков отошли на второй план, уступая место воле злого рока: персонажи охотно выпиливаются собственными силами. Случайно наступают на херню, случайно заражаются, случайно умирают. По добровольно идущему на заклание чуваку и вовсе премия Дарвина плачет, хотя религиозный подтекст никто не отменял.

Ох уж эти подтексты! Поймите правильно: Ридли Скотт развивает вселенную «Чужого» в полном соответствии с правилами ветхозаветного символизма. «Завет» буквально сочится культурными отсылками и цитатами из классики, начиная с «Озимандии» Перси Биши Шелли и заканчивая Take Me Home, Country Roads Джона Денвера. Подвох в том, что далеко не каждый зритель способен переварить философию восьмидесятилетнего англичанина. Взять, к примеру, сцену с двумя Фассбендерами и флейтой (звучит двусмысленно, но вы не отвлекайтесь). Причины, по которым эта сцена длится столь долго, науке не известны. С другой стороны, никто ведь не спрашивает, почему Эйфелева башня такая высокая? Она просто такая, и всё тут.

Фассбендера много не бывает, это вам любая дама подтвердит. Как говорится — и швец, и жнец, и на дуде игрец (ой, вот опять). В «Завете» его концентрация превышает все разумные пределы, она прожигает корабельные переборки почище кислотной крови ксеноморфа. И хорошо, ведь безумные глаза нашего героя выгодно оттеняют дикость сюжетного дерби. Достаточно взглянуть в эти очи, чтобы все вопросы по геноциду целой расы и генетическим экспериментам с инопланетными видами отпали сами собой. И вообще, чего греха таить — Фассбендер единолично тащит фильм на своём горбу, натурально разрываясь на две части. Почему? А больше некому.

Сам ксеноморф (речь не об отдельной особи, а о любой из местных инкарнаций монстра) пал жертвой вышеупомянутого символизма. Режиссёр сотворил с няшкой самое восхитительное и омерзительное из того, о чём можно было мечтать: превратил зверюгу в метафору. Философская составляющая фильма от этого только выиграла, а вот элемент хоррора, к сожалению, пошёл ко дну: если «Чужой: Завет» и способен чем-то напугать, то исключительно Фассбендерами с их флейтами.

Учитывая любовь Скотта к сильным женщинам, странно признавать очевидный факт: героиня Кэтрин Уотерстон — серая мышь, не годящаяся даже убирать за лейтенантом Эллен Рипли и доктором Элизабет Шоу. Дэниэлс как бы превозмогает и пытается показать сурового офицера, но у неё получается лишь невнятно лопочущий бурундук. Справедливости ради, концовка намекает, что так и было задумано. Вроде всё логично, но осадочек-то остаётся! Нет, друзья: «Чужой: Завет» — кино не для фанатов оригинального франчайза. Оно, по большому счёту, даже не для фанатов «Прометея». Это зрелище для сверхчеловеков и фанатов Фассбендера.

Сейчас самое время уяснить вот что: «Прометей» — великое кино. Ридли Скотт взял древний концепт из оригинального «Чужого», присобачил туда нательный крестик доктора Шоу и развил из получившейся инсталляции красивейшую идею: дети в поиске биологического родителя иногда натыкаются на стену равнодушия, а то и вовсе выхватывают нечеловеческих пиздюлей. Христианская религия, пусть выдуманная человеком, но взрастившая и выпестовавшая его — гораздо ближе и роднее, чем далёкие прародители с римскими носами и мраморной кожей.

Немудрено, что «Чужой: Завет» стал ещё сложнее в плане восприятия, ведь на его плечи легла вся история человеческой цивилизации. Дети заигрались в бога, позволяя своим игрушкам называться любыми именами. Да ещё и крупно лажанули, показав деревянным солдатикам свою слабость перед титанами. Игрушки же на редкость хорошо знали мифы Ветхого Завета, в частности, о Давиде и Голиафе, чем не преминули воспользоваться. Поучительная и грустная притча, которую портит лишь одна деталь: слово «Чужой» в названии.

   
   
Обсуждение рецензии
456 комментариев
Поделиться:
Роман Макаров
19 мая 2017

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
54%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме