← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры | Постеры / 3 | Разное | Фанарт |
Ни для кого не секрет, что для Всеяредакции КГ.ком награды и фестивали никогда не были показателями качества того или иного фильма. Более того, эта самая Всеяредакция прекрасно понимает, что во всех комиссиях сидят свои люди, которые ближе к финалу и разыгрывают междусобойчик всем сёстрам по серьгам, а нашей пуд золота. И сколько бы пудов не отвалили старшей сестрице, заочно восторгаться её румяными ланитами и длинными косами мы не станем. Требуется лично пощупать красавицу.
Посему, не так давно опубликовав отчет о предоскаровской гонке и отметив, что «Авиатор», представленный в одиннадцати номинациях, скорее всего и станет главным лауреатом 27 февраля, ваш рецензент спешит успокоить читателей: никаких одиннадцати статуэток последнее творение Скорсесе, конечно же, не заслуживает. Поверьте, оно достойно как минимум девяти.
Достойно!
От преамбулы перейдем к амбуле. Полным кощунством было бы написать, что Мартин Скорсесе наконец-то дорос до режиссерского «Оскара». Но так оно, однако, и есть. Полные насилия «Жестокие улицы», остросоциальный «Таксист», бунтарский «Бешеный бык», гомерически смешной «Король комедии», запрещенные «Последнее искушение Христа» и «Кундун», слишком личные «Банды Нью-Йорка» Не хватало чего-то еще.
«Авиатора» сложно назвать квинтэссенцией всего творчества мастера, но при внимательном разборе можно найти множество отсылок к его предыдущим лентам, плюс совершенно ненужное заигрывание с Линчем и Кроненбергом. При всем многомиллионном бюджете своей последней картины, Скорсесе не стал делать студийную постановку. Он в который раз подал историю так, как ему нравится, вовсе не прикрываясь огромными декорациями, дорогим реквизитом или целой обоймой суперзвезд, занятых в фильме. Робкий снаружи и властный внутри, итальянец снова заставил всех плясать под свою дудку.
Что есть декор, если нужно рассказать о простых человеческих чувствах, взлетах и падениях, страхах и тревогах, любви и страсти? Декор остается лишь фоном как и в жизни. На передний план, оттеснив внушающую уважение работу гримеров, костюмеров и прочего студийного люда, неторопливой и грациозной поступью выходит Личность. Мистер Говард Хьюз.
Властелин неба
Леонардо Дикаприо, чрезвычайно похожий на Хьюза внешне, блестяще справился с трудной ролью миллионера-эксцентрика и изнутри. Дерзкого мальчишку, обладателя огромного наследства, совершившего переворот в киноиндустрии продюсера, сказочного принца, героя-любовника и настоящего небесного капитана бывший Джек Доусон сыграл настолько убедительно, с таким упоением и азартом, что удержаться от рукоплескания прямо в зрительном зале трудно до чрезвычайности. Гениальность для публики и внутренние терзания одного из самых загадочных людей в современной истории переданы Дикаприо на пленке столь правдиво, что о другой кандидатуре на получение «Лучшей мужской роли» на семьдесят седьмом по счету «Оскаре» и не задумываешься. Этого номинанта просто обязаны превратить в лауреата.
И не будем вспоминать о том, что на начальной стадии Скорсесе примерял роль Хьюза на Джима Керри
Кукловоды и марионетки
На второплановые роли любимцев публики тридцатых годов прошлого века приглашены любимцы начала века двадцать первого. Но все эти модники и обольстительные красотки волею режиссера не забывают, что за персонаж в доме хозяин, и стараются сильно не отсвечивать на фоне владельца TBA. Кто и в чьей игре был пешкой на самом деле сейчас сказать сложно. Но то, что Говард постоянно шел ва-банк, ежедневно ставя на кон не только деньги, но и репутацию со здоровьем, делают его одним из главных кукловодов «Золотой эры Голливуда».
Кетрин Хепберн, Джинджер Роджерз, Терри Мур, Ава Гарднер, Джин Харлоу вот лишь небольшой список любовных побед мистера Хьюза. Имя же главной женщины его жизни никогда не писали с заглавной буквы, оно почти не попадало на первые полосы таблоидов. Однако именно ей Говард был верен всю свою жизнь и именно она отвечала ему взаимностью. Авиация вот та, ради которой «сверхчеловек», как писали в газетах того времени, мог отказаться от всего на свете. Небо было истинным домом взрослого мальчишки.
Рев мотора, ветер в лицо
Небо в фильме показано так, что невольно задумываешься: зачем вся эта суета и стоит ли жить вообще, если на небе ты ни разу не обедал и с ветром не спорил?! В 1929 году Хьюз 26-ю камерами снял «Ангелов ада», за что операторы Гаэтано Гаудио и Хэрри Перри получили номинации на «Оскар» за революционные съемки. Тогдашние академики не оценили великих замыслов. Спустя семьдесят пять лет Роберт Ричардсон, оператор «Авиатора», попытается завоевать трофей за свою феноменальную технику съемок. Шикарные ракурсы можно оценить лишь сравнением тебя будто бы подбрасывает в воздух, но на этот раз это уже не взгляд из кабины, нет! Ты привязан к пропеллеру, ты сгораешь в турбине, ты растворяешься, становясь следом реактивного двигателя, ты зависаешь и паришь над землей! А сцена падения самого быстрого самолета того времени на целый квартал в Риддинге, штат Пенсильвания? Брависсимо, Роберт! Снято с достоверностью документальной хроники!
Покраска
Последние силы, оставшиеся после бурных оваций мастерам камеры, режиссуры и лицедейства, мы потратим на похвалу упомянутым много выше декораторам, костюмерам, гримерам и прочим достойным профи. То, что они сотворили это не стилизация, нет. Это самая настоящая черно-белая классика в цвете. Теперь для любого киномана Max Factor не просто навязчивая реклама в прайм-тайм, но и бренд, которому Кейт Бланшетт, Гвен Стефани и Кейт Бэкинсейл доверили свои лица, чтобы перевоплотиться в знаменитых кинодив Хепберн, Харлоу и Гарднер. Вышло бесподобно!
What’s the point?
Чересчур скрупулезно настроенные кинолюбы могут упрекнуть фильм в незавершенности. Дескать, и что? Где конец биографии? А здесь и есть окончание истории. Лента называется «Авиатор» не просто так. Имя это указывает на высшую точку свершений на жизненном пути Хьюза. Мы не увидим потерявшего рассудок, дурно пахнущего старика. Не увидим человека, утратившего мужскую состоятельность из-за сифилиса, полученного от несчетного количества проституток. Не увидим параноика без лица и возраста, собирающего компромат на президента Никсона. Ребенок небес ушел из этого мира гораздо раньше своей физической смерти в апреле 1976 года. Великий разум скрылся за облаками будущего. Будущего
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: