Как бы цинично ни прозвучало, для MCU Чедвик Боузман умер уж очень не вовремя. Только запустили «Пантеру» в люди и потеряли главного героя, которых студия обычно занашивает до дыр, прощаясь с до печального заезженными персонажами не менее печальными полнометражными сольниками или отправляя бедолаг доживать свой век на стриминг в шестичасовой унылый сериал, который можно было сократить втрое и ничего не потерять.
На этот раз прощание прошло по ускоренной программе. В начале фильма показали похороны правителя Ваканды, а из традиционной заставки Marvel убрали всех супергероев, оставив только Т’Чаллу. А потом всё, The Show Must Go On. Как ни странно, это работает. Дань памяти, но без затянутого нытья в стиле финальных «Мстителей», где половину времени, кроме оного, ничего не происходит.
Тем не менее почти трёхчасовой хронометраж «Ваканды навеки» оправдать нечем. Сценарий сиквела, изначально писавшийся о благородном короле, пришлось выбросить в мусорку и начать новую историю, где интриги, очевидно, не больше, чем в книге «Плоский живот за 10 дней». Рекаст? Это вряд ли. Мягкий перезапуск? Слишком рано. Выход один — король умер, да здравствует королева! Но по закону жанра супергероями становятся, пройдя через всевозможные горести и лишения, поэтому персонажу Летишии Райт нужно было придумать пару-тройку испытаний на пути к трону и кошачьему костюму.
«Чёрная Пантера 2» смешала в себе зарисовку из брошюры «Политика для самых маленьких», кастовую перекалибровку и дебют нового Тони Старка MCU. Королева Рамонда не даёт мировому сообществу отжать бесценный вибраниум, принцесса Шури взваливает на себя не только дар исцеления, замешанный на нанотехнологиях, но и супергеройские эмоциональные качели «я хочу сжечь этот мир дотла / я всех спасу», а Рири Уильямс появляется в кадре, чтобы закосплеить Человека-паука (и чтобы сериал «Железное сердце» хоть кто-то посмотрел).
Но обо всём по порядку. Концепция Ваканды «мы стоим особняком против всего мира» нерушима. На независимый и гордый народ после кончины правителя норовят напасть все, кому не лень. Враги наземные — американцы и французы, а подводные — мутировавшие мексиканцы, к которым в картине сохраняется почти тарантиновское отношение. Главный злодей — для кого полубог, для кого гибрид, Аквамен от мира Marvel Нэмор. Теноч Уэрта — потрясающий актёр, но здесь ему играть нечего. Типичный террорист, и никакие El niño sin amor-эпизоды в стиле альбома El Tri конца 80-х этого не меняют. Тема утраченного дома нет-нет да и всплывёт. Только зачем, если её не раскручивают?
Драматически Уэрта может тянуть эту роль, но глубины там не наскрести, а вот физически он совсем не похож на Нэмора из комиксов, да и ответом на подводного супергероя Джейсона Момоа актёра не назвать. Если потом Нэмора запустят в мышиный лабиринт арки искупления, будет смысл подумать о более закрытом костюме. Хотелось бы добавить «и более проработанном сценарии», но давайте ставить реальные цели.
Персонажа могли ввести ещё в «Докторе Стрэндже: Мультивселенной безумия», ведь в комиксах Нэмор — член Иллюминатов, но, к счастью, его убрали подальше от великого таланта Майкла Уолдрона. Приберегли на будущее. Будущее у Нэмора вышло безрадостное. Не так страшны зелёные трусы и залежи вибраниума на груди, как крылатые сандалии и реплики персонажа от банальнейшего «У меня много имён» (надо ведь, чтобы никто не сомневался в его демонической сущности!) до «Сама виновата» — если кто-то ещё не понял, что он абьюзивный тип.
В «Ваканде навеки», если уж на то пошло, почти все мужские персонажи так себе. Воплощение мужественности, благородства и всего, что супергероям положено, кануло в Лету, остались только те, кто готов отнять у женщин власть (на заседании ООН королеве прямо говорят, что она её не заслуживает) и достоинство (чтобы принизить боевые навыки лидера военной государственной группировки, Окойе обзывают лысым чудовищем). Есть, правда, ещё нейтральный Мартин Фримен, бегающий по утрам под Red Hot Chili Peppers, «колонизатор в оковах» — мечта, а не мужчина. Он играет Эверетта Росса, до боли напоминающего Джона Ватсона из сериала BBC.
Культурное столкновение всем заинтересованным сторонам этого фильма устроила гениальнейшая Рири Уильямс (Доминик Торн), которая изобрела вибраниумоискатель для ЦРУ, чем перешла дорогу и Ваканде, и Нэмору (в его подводном царстве — вот это поворот! — тоже есть этот презренный металл), но если первые хотят защитить бедную студентку, второй стремится её уничтожить, ведь она поставила под угрозу существование его мира.
Сюжетная линия героини подчистую списана с Питера Паркера последней версии. Супергеройский путь дружелюбного соседа начался с того, что к нему домой заявился Тони Старк, дабы в своей эксцентричной манере сказать, что он в курсе его способностей. Шури приходит в общежитие Рири по той же причине. Как и Человек-паук, отпирающийся от вербовки словами о несделанной домашке, Железное сердце говорит, что не может отправиться в Ваканду, потому что у неё лекция по дифференциальным уравнениям.
Даже примитивный ход с тотальным забиванием хоть как-то скрыть художественное заимствование, и тот на месте! Временами почти всё, что делал Человек-паук в кадре, это восклицал что-то вроде: «Ой, это же прямо как в том фильме!». И Рири Уильямс не миновала чаша сия. Что касается сходства с Железным человеком, его пока не наблюдается, и вряд ли к тому идёт. И с Робертом Дауни младшим в плане актёрской игры трудно тягаться, и костюм выглядит сомнительно. Тони Старк даже в плену соорудил себе что-то повнушительнее, а Железное сердце похожа на супергероиню для аудитории «6+». В этом смысле нанокостюмы вакандских воительниц выглядят гораздо убедительнее.
А что же Чёрная Пантера? Дебют женщины-кошки MCU, которой не дали отсидеться в передовой лаборатории, состоялся (и больше про него сказать нечего). Не то что бы он плох, уж точно перекрывает внешний вид жителей подводного мира. Почему «синие люди», эффектно появляющиеся верхом на китах, выглядят как дешёвые аниматоры, как повод погрустить или посмеяться для Джеймса Кэмерона? Их будто одолжили у Тайки Вайтити из «Тора» — и там, и здесь у фоновых персонажей грим из фильмов 80-х. Они будто забыли снять одноразовые медицинские маски! В диснеевских «Пиратах Карибского моря» команда Дейви Джонса не выглядела смехотворной, на секундочку, в 2006 году. Но если оттуда с чем и сравнивать происходящее в «Чёрной Пантере 2», так это с диалогом Элизабет и капитана Джека Воробья о безумии и политике.
За вычетом жанровых особенностей сиквел говорит нам о том, что для войны не может быть никаких причин и оправданий, месть разрушительна, а смерть — не конец. К сожалению, при всём своём актёрском таланте для продолжения «Чёрной Пантеры» покойный Чедвик Боузман сделал даже больше, чем живой. Людям нужно пережить утрату, чтобы оценить её масштаб, и вуаля — у фильма культовый статус ещё до премьеры, актёры в промо-интервью скорбят, аудитория становится мегалояльной, Рианна записывает первый трек за долгие годы, чтобы дожидаясь сцены после титров, зрители могли прорыдаться от души и не сомневались, что круто провели время.
Последний фильм Четвёртой фазы Marvel и правда даёт такую возможность. Более того, в чём-то это даже лучший из последних релизов студии (что, конечно, больше говорит о них, чем о «Пантере»), в основном, оставляющих после себя досадное впечатление упущенных возможностей для персонажей киновселенной и желание отмыться от тонн фансервиса. Так воткнём же копья в землю, Ваканда с нами теперь уж точно навеки — как минимум до Шестой фазы со спин-оффом про Окойе. Чёрная Пантера тоже вернётся, но сцена после титров недвусмысленно намекает, что это может быть уже не Шури.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: