← Все рецензии | О фильме | Видео / 1 | Кадры / 5 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Несмотря на внешнюю мягкотелость, яйца у фильма «Воровка книг» как пушечные ядра. Уж больно нестандартно он подходит к освещению нацистской Германии.
В кино как-то так повелось, что коли уж на горизонте замаячили Гитлер с друзьями, то готовьтесь лицезреть ужасы войны. Оно и понятно: когда твоё любимое времяпрепровождение – геноцид и забрызгивание слюной микрофона, в памяти людей это откладывается не самым лестным образом. Смачная демонстрация запредельной жестокости стала своего рода обязательной программой для историй о Третьем рейхе.
А «Воровка книг» взяла этот предписанный судьбой сценарий, сложила в бумажный самолётик и запулила куда подальше всем ветрам назло. Все физические мерзости, сопутствующие режиму, она деликатно оставила за кадром. Фильм предстаёт добрым, тёплым и милым, словно фотоальбом с котятами. Мир, дружба, зига, жвачка – вот к каким понятиям сводится быт героев.
Не то чтобы авторы пытались выставить нацистов в положительном свете. Ничего подобного – те по-прежнему подонки и вырожденцы, как им и подобает. Просто создателям гораздо интереснее добрые и порядочные люди, нежели двинутые мутанты. Именно для них режиссёр Брайан Персиваль не жалеет экранного времени – для жертв обстоятельств, потерявшихся посреди этого бедлама и сохранивших человеческое лицо в тяжёлые мгновения.
Чем в стотысячный раз содрогаться при виде концлагерей, он находит не менее эффектные с кинематографической точки зрения выразительные средства. Иной раз сцена с массовым сжиганием горы книг на площади может выглядеть красноречивее измученных трупов.
Происходящее больше похоже на красивую и страшную сказку: присутствие сил зла ощущается, но по большей части остаётся незримым. При всей уютности фильм совсем не пытается увильнуть от драматических моментов и трагических обстоятельств. Даже напоминая, что жизнь бывает суровой, он использует не лобовой, а более тонкий подход. Мрачный жнец ходит кругами и за шкирку выуживает персонажей на тот свет одного за другим, однако выполняет он свои обязанности без злорадства, нисколько не стремясь втереть невзгоды в лицо их потерпевшим. Тип довольно болтливый, но, надо признать, скорее приятный, пусть и склонный к некоторой мелодраматичности.
Участие Джеффри Раша уже само по себе гарантия волшебства, благо то, как он вживается в роль, даже неловко называть актёрской игрой – натуральная магия. Его великолепие – константа, на которой держится мир. Куда удивительнее, что в этот раз колдует он не один. Эмили Уотсон – поистине замечательная ведьма, а юная Софи Нелисс столь чудесно органична, что без ворожбы тут явно не обошлось. Лицедейский состав высекает искры не хуже фейерверка в небе.
Есть, конечно, у картины и уязвимые места. Со злых языков станется дразнить её за лишний вес – проблему, к которой предрасположены многие произведения с литературным наследством. Из песни слов не выкинешь, поэтому временами даёт о себе знать убаюкивающая затянутость. Подростковая направленность романа Маркуса Зусака также влечёт за собой багаж из наивности, которая не всем придётся по душе. Ну и умудриться пропихнуть в фильм, разворачивающийся во времена Второй мировой, рекламу продукции Apple – это уже какое-то зашкаливающе циничное нахальство.
Впрочем, если подобные придирки не дают вам покоя, то это верный знак, что пора сесть на буквоедскую диету. Фильм неприкрыто проповедует любовь к книгам, и уже этой своей приверженностью к старомодным добродетелям он вызывает симпатию. Маленькая девочка на собственном опыте познаёт, что собрания страниц, испещрённые символами и смыслами, способны изменить жизнь человека. Это красивая идея, поданная в изысканной и располагающей к себе форме.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: