Реклама
   
   
«Плохие парни до конца» по полной оторвались в мировом прокате Уверовавший в безнаказанность Сарик Андреасян экранизирует «Войну и мир» Новое аниме по «Волейболу» обошло по сборам в японском прокате «Мальчика и птицу» Хаяо Миязаки и студии Ghibli Росомаха не жалеет вампиров на обложке от создателя «Черепашек-ниндзя» Одомашненная Эми Адамс на первых кадрах драмы «Ночная сучка»

Воровка книг

The Book Thief

Урок литературы

Несмотря на внешнюю мягкотелость, яйца у фильма «Воровка книг» как пушечные ядра. Уж больно нестандартно он подходит к освещению нацистской Германии.

В кино как-то так повелось, что коли уж на горизонте замаячили Гитлер с друзьями, то готовьтесь лицезреть ужасы войны. Оно и понятно: когда твоё любимое времяпрепровождение – геноцид и забрызгивание слюной микрофона, в памяти людей это откладывается не самым лестным образом. Смачная демонстрация запредельной жестокости стала своего рода обязательной программой для историй о Третьем рейхе.

А «Воровка книг» взяла этот предписанный судьбой сценарий, сложила в бумажный самолётик и запулила куда подальше всем ветрам назло. Все физические мерзости, сопутствующие режиму, она деликатно оставила за кадром. Фильм предстаёт добрым, тёплым и милым, словно фотоальбом с котятами. Мир, дружба, зига, жвачка – вот к каким понятиям сводится быт героев.

Не то чтобы авторы пытались выставить нацистов в положительном свете. Ничего подобного – те по-прежнему подонки и вырожденцы, как им и подобает. Просто создателям гораздо интереснее добрые и порядочные люди, нежели двинутые мутанты. Именно для них режиссёр Брайан Персиваль не жалеет экранного времени – для жертв обстоятельств, потерявшихся посреди этого бедлама и сохранивших человеческое лицо в тяжёлые мгновения.

Чем в стотысячный раз содрогаться при виде концлагерей, он находит не менее эффектные с кинематографической точки зрения выразительные средства. Иной раз сцена с массовым сжиганием горы книг на площади может выглядеть красноречивее измученных трупов.

Происходящее больше похоже на красивую и страшную сказку: присутствие сил зла ощущается, но по большей части остаётся незримым. При всей уютности фильм совсем не пытается увильнуть от драматических моментов и трагических обстоятельств. Даже напоминая, что жизнь бывает суровой, он использует не лобовой, а более тонкий подход. Мрачный жнец ходит кругами и за шкирку выуживает персонажей на тот свет одного за другим, однако выполняет он свои обязанности без злорадства, нисколько не стремясь втереть невзгоды в лицо их потерпевшим. Тип довольно болтливый, но, надо признать, скорее приятный, пусть и склонный к некоторой мелодраматичности.

   
   

Участие Джеффри Раша уже само по себе гарантия волшебства, благо то, как он вживается в роль, даже неловко называть актёрской игрой – натуральная магия. Его великолепие – константа, на которой держится мир. Куда удивительнее, что в этот раз колдует он не один. Эмили Уотсон – поистине замечательная ведьма, а юная Софи Нелисс столь чудесно органична, что без ворожбы тут явно не обошлось. Лицедейский состав высекает искры не хуже фейерверка в небе.

Есть, конечно, у картины и уязвимые места. Со злых языков станется дразнить её за лишний вес – проблему, к которой предрасположены многие произведения с литературным наследством. Из песни слов не выкинешь, поэтому временами даёт о себе знать убаюкивающая затянутость. Подростковая направленность романа Маркуса Зусака также влечёт за собой багаж из наивности, которая не всем придётся по душе. Ну и умудриться пропихнуть в фильм, разворачивающийся во времена Второй мировой, рекламу продукции Apple – это уже какое-то зашкаливающе циничное нахальство.

Впрочем, если подобные придирки не дают вам покоя, то это верный знак, что пора сесть на буквоедскую диету. Фильм неприкрыто проповедует любовь к книгам, и уже этой своей приверженностью к старомодным добродетелям он вызывает симпатию. Маленькая девочка на собственном опыте познаёт, что собрания страниц, испещрённые символами и смыслами, способны изменить жизнь человека. Это красивая идея, поданная в изысканной и располагающей к себе форме.

Обсуждение рецензии
18 комментариев
Поделиться:
Николай Долгин
26 января 2014

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
80%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Телеовощи – 558: У вас аколит
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 629: «Гарфилд», «Байкеры», дизлайки «Гладиатора 2», чёрный Капитан Америка, новые сказки
 
2ЕВА – 590: (Не) реклама пива
 
1Телеовощи – 557: Шутки ниже сосиски
 
1Ноль кадров в секунду – 535: Берегите ваши уши
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 628: «Полицейский из Беверли-Хиллз 4», ужастик от лица маньяка, «Головоломка 2», «F1» с Брэдом Питтом
 
3ЕВА – 589: Канонизация грузовика-куна
 
1Телеовощи – 556: Как дыра влияет на драму
 
4Ноль кадров в секунду – 534: Достать Варрика
Ещё

Новые комментарии