Исторически сложилось так, что в студии Pixar трудятся пугающе талантливые люди. Списывать на счастливый случай такие вещи сложно, посему есть мнение, что этих самых аниматоров, сценаристов и режиссёров выращивают в подземных инкубаторах где-то глубоко в недрах компании. Заметьте, создатели мультфильмов всегда остаются в тени, в отличие от остальных голливудских деятелей. Это подтверждает теорию о существовании общества генетически совершенных сверхчеловеков. А может, всему причиной духовное наследие Стива Джобса? Тоже сверхчеловек, как-никак.
Самой поразительной в плане реализации работой Pixar являются, пожалуй, «Тачки». Концепция мира, населённого антропоморфными транспортными средствами, представляется фантазией ребёнка дошкольного возраста. Либо глюками крайне упоротого взрослого, что вероятнее. Чудной сеттинг породил кучу не менее чудных гипотез, объясняющих отсутствие людей на планете. Как правило, гипотезы эти не веселее той, что обвиняет ВАЛЛ-И в убийстве остальных роботов-мусорщиков и невольной отсрочке возвращения людей на Землю.
Умельцы из Pixar ухитрились оживить этот странный мир. По части морали, драмы и эмоционального накала «Тачки» легко обходят многие картины с «человеческими» актёрами. Пускай история про надменного молодого карьериста, получающего по бамперу за свою заносчивость, стара как мир — она классическая, а классика вечна. Впрочем, даже в радужной стране единорогов порой случаются понедельники: «Тачки 2» сошли с трассы в самом начале гоночного сезона и променяли кроссовки великого спортсмена на смокинг Джеймса Бонда. Это как если бы в фильме «Рокки 2» главный герой внезапно подался в адвокатуру и отстаивал свой чемпионский титул исключительно в суде. Сомнительное удовольствие, не так ли?
Слава изготовителю! «Тачки 3» намекают на возвращение к истокам раскатистым рёвом V8 и пронзительным визгом шин. Они настолько уверены в успехе, что позволяют себе потроллить бедного зрителя первым же кадром, демонстрирующим придурковатую морду «лучшего в мире ездока задком» Мэтра во весь экран. Бодрит не хуже кофеина, хоть и выглядит как некролог сиквелу. Вообще, в ходе просмотра у зрителя не единожды возникнет назойливое чувство, что создатели слегка переусердствовали, открещиваясь от второй части всеми имеющимися конечностями. Когда родители отказываются от своего умственно отсталого ребёнка и сдают его в приют — это неприятно, понимаете?
В этом, как ни странно, заключаются и плюсы, и минусы мультфильма. Он получился слишком уж взрослым, даже депрессивным. Не забывайте, что тотальное дистанцирование от любой конкретной возрастной группы зрителей — фамильная черта большинства мультиков Pixar. Их могут смотреть с одинаковыми восхищением и радостью как дошкольники, так и взрослые, включая бабушек и дедушек. Что характерно, каждый найдёт интересную тему персонально для себя. Что-то такое, чего другие не заметят. Дети посмеются над забавными персонажами с их невероятными приключениями; родители по достоинству оценят скрытый смысл и недетские контексты; старики обнаружат социальную подоплёку и какие-нибудь щемящие ностальгические элементы…
Пилот-дебютант Брайан Фи, очевидно, не разобрался с приборной панелью и выкрутил рукоятку «взрослости» на максимум. Не «драматургии», а именно «взрослости». Никого не разобрало на запчасти, но эффект получился достаточно спорный: «Тачки 3» хороши как очередная фестивальная драма (коих сотни), но практически не пригодны в качестве зрелища для детей. Где-то посередине хронометража лента срывается в медитативную пробуксовку, способную усыпить ваше гиперактивное чадо за несколько минут. В принципе, отлично, если только вы не начнёте клевать носом вслед за ребёнком.
Сюжет также отличается восхитительной неоднозначностью: он обезоруживающе прост и предсказуем, но стелется глаже, чем асфальтовая дорога в Радиатор-Спрингс. Если вкратце, ситуация следующая: к Молнии Маккуину приходит костлявая старуха Пенсия, а Маккуин пытается убежать. Вот, в общем-то, и всё. Правда, есть сомнительные нюансы. Вместо того чтобы проапгрейдиться в ближайшем тюнинг-ателье и навалять молодым выскочкам (регламент местных гонок как бы не учитывает даже класс автомобилей-участников), Молния полфильма занимается поисками духовного просветления и прочей гомеопатией. Разве что к гадалке не ходит, чудак. Эх, во времена первых «Тачек» сценаристы не позволяли себе подобных вольностей.
За что чувакам из сценарного цеха стоит сказать спасибо, так это за трепетное отношение к деталям. В силуэтах персонажей по-прежнему угадываются культовые автомобили XX века, пусть даже они и вполовину не так прекрасны, как скромный вилочный погрузчик Гвидо. Любителям же автоспорта будет приятно узнать, что местный аналог гонок NASCAR, которому главный герой посвятил свою жизнь, начинался с подпольных соревнований бутлегеров во времена Сухого закона — в точности как реальный NASCAR. Разумеется, мультяшные персонажи барыжили дизтопливом, а не бухлишком.
Но самое главное — студия Pixar и её ушастый хозяин перестали эксплуатировать ущербность Мэтра в откровенно грязных комедийных целях. Ржавенький зубастый тягач оставил сцену и поселился в тех же заповедных краях, где теперь обитают Джа-Джа Бинкс и целое стадо миньонов. Обусловлено это, в первую очередь, тональностью фильма: на смену нашему доморощенному Джонни Инглишу пришла милашка Крус Рамирес — блестящая испанская красотка с бойким характером и трогательной историей. Повезло тебе, Маккуин, что Салли не из ревнивых! К слову, стоит поклониться в ножки актрисе озвучания Ирине Пеговой, для которой озвучка Крус стала дебютом в данном жанре и — по совместительству — триумфом в нём же.
«Тачки 3» как будто не претендуют на звание летнего блокбастера, но это и делает их особенными. Брайан Фи снял грустное, очень душевное кино, которое можно пересматривать зимними вечерами за чашечкой ароматного чая. Безусловно, первая часть остаётся лучшей: она лучше собрана, лучше сбалансирована, она попросту лучшая. Но «Тачки 3» — бальзам на душу после предыдущего цирка с конями и шпионами. И — что важно — достойное завершение трилогии.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: