← Все рецензии | О фильме | Видео | Кадры | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Вот оно — семейное кино в лучшем его проявлении. Можно смотреть с кем угодно, и всем обязательно понравится. Фильм приятно выбивается из преимущественно пессимистического ключа 2-го Фестиваля немецкого кино — пожалуй, лишь он способен завоевать любовь широкой публики. Без чернухи и скидок на общественную несправедливость.
Родом из детства
Детские годы главного героя фильма проходят в Германии в 1952-м. Подняты все пласты событий тех времен: и чемпионат мира по футболу, и отправление Советским Союзом военнопленных домой, и разделение Германии на Восток и Запад. Жизнеописание ребенка перемежается с событиями, которые происходят во всем мире, вызывая ощущение странной связи между ними.
Непосредственность детского восприятия и отношения к жизни пронизывает всю картину, делая её такой же игривой. Эпизоды правдоподобны, вплоть до столкновения с личными воспоминаниями. Например, сцена, в которой отец забивает любимых кроликов мальчика и делает из них праздничный ужин, в точности совпадает с моими детскими воспоминаниями — тогда была зарезана родителями питомица-утка.
Проблема отцов и детей поставлена мягко и нежно — так же и решена. Все изменились в лучшую сторону — все счастливы. Причем киношные отец и сын являются ими и в реальной жизни, поэтому очень похожи. Мальчик, выступающий в главной роли — чудо-ребенок, белокурый, с зелёными глазами и выразительной мимикой. Теперь-то мне понятно, как обстояли дела в Германии в 1952 году. Словно сама там побывала.
Мировой футбол
Футбол как метафизическое совпадение. Ребенок трогательно представляет победу своей команды, и тотчас в решающем матче они забивают голы. Он будто приносит удачу одному из игроков. Мальчишка боготворит своего наставника-футболиста, носит за ним сумки с экипировкой и подражает ему в дворовых футбольных играх со сверстниками.
Кругом — прелестные люди, и даже те из них, кто ведет себя поначалу зло и неадекватно, впоследствии проявляют себя вполне добрыми парнями.
Фильм почти целиком личный (режиссер сам когда-то играл за сборную Германии), но ни в коем случае не футбольно-фетишистский. В основном речь ведется о том, как сближаются люди, переживающие за победу в общезначимом деле. Это вам не придурки, громившие машины, японские магазины и друг друга во время матча Россия-Япония. Тут болеют по-тихому, за кружкой пива в баре. Правда, с криками и прочей атрибутикой.
Замечательная пара второго плана — спортивный журналист со своей женой, которая, как и большинство женщин, аспортивна по природе своей. Спорят о матче Германия-Венгрия и решают, что если выиграют немцы, то имена детям выберет он, а если одержат победу венгры — она. Очень, очень мило.
Хороша и сюжетная линия вернувшегося из русского плена солдата, который не может адаптироваться к нормальной жизни, и в этом ему помогают лишь дети и футбол. Эпизодическое избиение отпрысков за то, что в церкви мальчик молится за победу своей команды, а это не соответствует представлениям отца о тематике молитв… Не раз поднятая тема раскаяния немцев в том, что они затеяли войну… Все здорово, все друг друга любят.
В "Бернском чуде" действительно много неизбитых, очень в контексте времени шуток. Начинаешь верить в добро, в то, что Германия — милейшая страна, и идиотов там гораздо меньше, чем пытаются убедить нас многие картины Фестиваля.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: