Все (надуманные) проблемы новых «Зловещих мертвецов» связаны не столько с конкретным фильмом, сколько с самим жанром. Ужасы давно перестали пугать как заядлых любителей кино, так и просто сторонних людей, случайно попавших на киносеанс. За тридцать лет клише и штампы подобных картин успели стать привычной частью мирового поп-культурного фона. Виноваты в этом отнюдь не «очень страшные» пародии и даже не пресловутая «Хижина в лесу», а износ идей и очевидная примитивность всех известных приёмов.
Конечно, сами по себе натуралистичные сцены всё ещё отвратительны, а «бу-эффекты» с внезапными рожами и резкими звуками пока заставляют нервно вздрагивать. Но нынче к кинематографу (да и ко всей индустрии развлечений в целом) предъявляются всё новые и новые требования. Кажется, современный зритель видел уже всё на свете (ну, или хотя бы когда-то читал об этом в соцсети), но всё равно жаждет новых сюрпризов.
А вещи вроде «Хижины в лесу» наносят дополнительный непоправимый вред сознанию и восприятию — и чем выше художественная ценность таких деконструкций, тем больше ущерб. Хоть ирония над общепринятыми нормами и приёмами и не является серьёзным откровением, она всё равно лишний раз подчёркивает условность, убивающую всю магию кино. И чуть-чуть подкованный в предмете человек сидит со скучающим видом на «Зловещих мертвецах», цинично отмечая классификацию типажей персонажей, угол сюжетных поворотов и прочие детали, про которые вредно думать.
Понятно, что вещи стоит оценивать в контексте своего времени. Но если слишком серьёзно следовать такому правилу, то на всём жанре ужасов можно ставить жирный крест (а вдобавок на комедиях, боевиках и непременно – мелодрамах). Интересно, при таком подходе кому-то станет легче жить?.. Вот поэтому способность и желание оценить мастерство исполнения и другие художественные аспекты фильма до сих пор в цене. Это, кстати, и называется «любить кино».
И как раз во всех технических аспектах «Чёрную книгу» сложно в чём-то упрекнуть. Это представитель категории действительно качественных ужастиков, которые благодаря отличной режиссуре и операторской работе выглядят куда дороже своего бюджета. Ещё фильм почти умиляет тем, с каким извращенским удовольствием режиссёр измывается над бедными студентами, застрявшими в лесу – Джигсоу из «Пилы» удавился бы от зависти, наблюдая за креативностью местного злого духа. Ну а нарочито малопримечательные персонажи органично вписываются в простую, но вполне адекватную историю. И, несмотря на незамысловатый сценарий, по ходу дела сложно предсказать последовательность событий и саму развязку.
Что же касается преемственности и отношения к оригинальной классике, то картина во многом действительно похожа на первый фильм Рэйми. Там, напомним, не было какого-то совсем дикого стёба и яростных приколов. Все это отсутствует и в новой ленте (за вычетом нескольких сцен и диалогов в финале, да пары забавных отсылок для знающих фанатов). Но юмор и самоирония здесь, в общем-то, не слишком уместны; они нужны лишь тому пресыщенному зрителю, который кроме «Хижины в лесу» уже ничего не воспринимает.
А «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» — серьёзный и просто хороший ужастик. Снятый для тех, кто может хотя бы иногда абстрагироваться от собственного всезнайства.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: