← Все рецензии | О фильме | Видео / 10 | Кадры | Постеры / 5 | Разное | Фанарт |
Современный зритель развлекательного кино совершенно себя не бережёт. В погоне за немудрящим наслаждением, которое обещает ему очередной потенциальный блокбастер, он готов жертвовать даже собственным психическим здоровьем. Студия выпускает тизер — и зритель начинает сосредоточенно принюхиваться. Первый трейлер — он становится в стойку. Финальный — и вот он уже нервно подпрыгивает, готовясь по свистку сорваться с места.
Хорошо, если фильм в итоге оправдывает всю эту суету, — но ведь куда чаще ожидания оказываются обманутыми. И вуаля, стресс на ровном месте. Что и говорить, современный зритель из него просто не вылезает. Впрочем, сегодня, кажется, тот самый день, когда дело обойдётся без зрительского стресса и нам сполна насыплют всё, что было обещано. Сегодня у нас режиссёр Дин Девлин — смотрите, вон он несётся к нам, размахивая своим первым полноценным фильмом. Никаких обманутых ожиданий: мы подозревали, что «Геошторм» будет полным говном, — он им и оказался.
Но откуда такая уверенность? Что может пойти не так у человека, который практически стал тенью Роланда Эммериха, набивая руку на сценариях к его фильмам-катастрофам? Что ж, вероятно, именно так и думали дельцы из Skydance, когда ввязывались в эту авантюру. Как бы то ни было, тестовые показы первой версии ленты Девлина отрезвили студийных боссов: часть команды заменили, а фильм отправили на доработку, увеличив его бюджет ещё на 15 миллионов долларов.
Помогло это «Геошторму»? Как бы не так. Скучнейшая, лишённая всякой зрелищности поделка — вот что получилось в итоге. Масштабные разрушения? Тотальные ад и погибель? Только не в смену Девлина. Ему не очень интересно показывать, как мир погибает, изощрённо пожирая сам себя, — а может, он просто не хочет отбирать хлеб у своего товарища Эммериха.
Вместо этого сценаристы Девлин и Пол Гуйо решили взять нелепым сюжетным твистом. Они задумали сценарий, в котором стихии отводится роль где-то на задворках. Знаете, что в центре? Детективная линия — совершенно рудиментарная и чудовищно предсказуемая. Зритель тут же смекает, что его держат за дебила: каждый элемент местной «головоломки» разжёвывается и подаётся как величайшее открытие в мире.
Вообще, желание выставить нас безмозглыми идиотами читается практически в любом эпизоде. Например, если сценарий предусматривает важный диалог, можете быть уверены: решающее слово мы с вами не пропустим. Без шансов — в нужном месте его даже обозначит специальный тревожный аккорд.
В смысле превращения зрителя в дурака серьёзная доля ответственности лежит и на кое-ком из местного актёрского состава. Речь не о Джерарде Батлере, который давным-давно растерял весь кредит доверия, и не о Джиме Стёрджессе, который, кажется, сам в отчаянии от того, как плохо играет. Смотрите-ка, здесь у нас Эд Харрис. Вам может показаться, что это всё тот же высеченный из дерева собирательный образ из всех фильмов с его участием, но не дайте себя обмануть: в «Геошторме» персонаж Харриса — пустышка. И хотя сценарий подготовил для него ключевую роль, с ней мог бы справиться даже младенец.
Итак, что на выходе? Фильм-катастрофа от карманного сценариста Эммериха. Лента, которая вместо того чтобы стать двухчасовым относительно бессюжетным аттракционом, зачем-то прикидывается совершенно упоротым недодетективом. Кино, в котором даже Харрис выглядит дёшево — что уж говорить о спецэффектах.
Но знаете что? Пусть у Девлина ни черта не вышло, кое в чём ему всё же стоит отдать должное: он попытался взглянуть на жанр шире, чем мы привыкли. Для нас фильм-катастрофа — это Эммерих и его одинаковые дорогие игрушки с деревянными персонажами, идиотскими диалогами и полным отсутствием связного сюжета. И при этом восхитительно зрелищные — во всяком случае так оно смотрелось в конце нулевых.
С того времени индустрия развлекательного кино шагнула очень далеко вперёд. Сегодня зрителя нереально удивить всеми этими свистоперделками как вещью в себе — «День независимости: Возрождение» яркий пример. Нам теперь подавай сложный букет — и визуальные эффекты в нём важны в той же степени, что и всё остальное.
Так бы и случилась неторопливая, тихая смерть жанра кинокатастрофы — если бы не чёртов Девлин со своим дебильным «Геоштормом». И что теперь? А ну как молодые, куда более талантливые кинематографисты вдруг поймут, что тут непаханое поле? Нас что, ждёт второе пришествие?
Да уж, добить одним фильмом загибающийся жанр, чтобы невольно дать ему ещё один шанс, — та ещё ирония.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: