На Западе в массовом кинематографе наблюдается острый кризис идей. Disney один за другим возрождает свои проверенные временем мультфильмы в формате игрового кино, производство «Звёздных войн» поставили на поток в формате «По одной части в год»; про многочисленные ремейки, спин-оффы забытых всеми франчайзов и бесконечные сиквелы успешных проектов и говорить не приходится. Так что при нынешней политике вопрос обращения голливудских продюсеров к популярным представителям японской анимации был больше риторическим: как грибы после дождя буквально за пару лет вылезли «Акира», «Тетрадь смерти», а теперь вот и давно напрашивавшийся на экранизацию «Призрак в доспехах».
И знаете что? Удивительно это говорить, но режиссёр средненькой ламповой сказки «Белоснежка и Охотник» Руперт Сандерс умудрился угодить и вашим, и нашим. Вышло не идеально, но гораздо лучше, чем могло быть. Разумеется, сюжет пришлось несколько перелопатить для того, чтобы философская концепция оригинального «Призрака в доспехах» смогла добраться и до умов любителей попкорна, которым весь трансцендентный дух классического киберпанка, в общем-то, не очень и нужен. И конечно, где-то пришлось идти по пути отупления… то есть упрощения.
Новинка берёт за основу полнометражный опус 1995 года, но имеются и заимствования из сериала 2002 года. Девушка-киборг Майор (у неё также есть имя, которое в фильме изменено в силу определённых причин) работает в 9-м отделе — элитном подразделении полиции, занимающемся раскрытием киберпреступлений. В недалёком будущем грань между человеком и машиной всё сильнее размывается, и загадочный злодей пользуется этим, буквально взламывая электронный мозг каждой своей жертвы, получая контроль над ней. Майору и её команде предстоит выяснить, какова цель злоумышленника, который, судя по всему, также как-то связан с прошлым главной героини.
Сразу стоит оговорить важный момент: поразительно, но в фильме под названием «Призрак в доспехах» почти не произносится слово «призрак». А значит, важный сюжетно-философский пласт оригинала, завязанный на этом термине, обозначающем гипотетически возможное существование у искусственного интеллекта «души», отсутствует. Вся философия сводится к однотипным размышлениям на тему слияния человека с машиной, которые время от времени озвучиваются персонажами в перерывах между стрельбой и расследованиями.
Также может вызвать нарекания тот факт, что оригинального «злодея» — искусственный интеллект по кличке Кукловод — материализовали, введя в сюжет антагониста из сериала, то бишь Смеющегося человека, который здесь именуется просто Кудзо. Это не спойлер, о выборе Майкла Питта на роль противника 9-го отдела было известно ещё на этапе кастинга; тем не менее, людей, знакомых с оригиналом, может смутить это ещё одно намеренное упрощение — как-никак, зрителю проще ненавидеть живого (ну или наполовину живого) злодея, нежели какую-то абстрактную программу.
На этом, пожалуй, можно закончить разговор об очевидных и наиболее спорных моментах фильма. Давайте не будем ворчать по поводу того, что «Майора сделали европейкой!», а шеф 9-го отдела Арамаки почему-то единственный персонаж фильма, говорящий на японском языке от начала до конца, — продюсеры фильма заранее предупреждали, что команда в голливудском ремейке будет интернациональной. Можно считать это вынужденной уступкой для того, чтобы фильм понравился наибольшей части аудитории, — при условии, что создатели смогли всё остальное сделать на достойном уровне. А они — в том-то и дело! — смогли.
У человека, не знакомого с оригиналом, «Призрак в доспехах» вообще, наверное, должен вызвать дикий восторг от невероятно проработанной визуальной части. Да, начало фильма недвусмысленно намекает на «Бегущего по лезвию», служившего идейным ориентиром для создателей полнометражного аниме. Причём в плане «навороченности» голливудский фильм может оставить в стороне даже оригинал, настолько детально и красиво воссоздан город будущего (опять-таки, про Токио речи не идёт, чтобы не было конкретных привязок). Неоновые вывески с голограммами зазывающих пальчиком гейш, электронные рыбы, плавающие по улицам, буйство красок и оттенков… Красота просто неимоверная.
Атмосфера, опять-таки, воссоздаётся с большим старанием. «Призрак в доспехах» всегда выделялся в первую очередь именно как произведение, которое позволяет погрузиться в эстетику будущего, где кибертехнологии влились в повседневную жизнь человека буквально до подкорки мозга. И у зрителя есть возможность это прочувствовать: боевик здесь занимает от силы треть хронометража, остальное время отводится расследованию Майора (преимущественно в компании здоровяка Бато) и прогулкам по различным интересным местам. Интерьеры компании Hanka Robotics, футуристические бары, подворотни, где киборги скармливают мясо живым собакам, — всё сделано с большим старанием, если не сказать любовью. Может сложиться так, что через какое-то время фильм станет таким же культовым событием в массовой зрительской среде, как оригинальный «Призрак в доспехах» для фанатов киберпанка.
А что же с боевиком? Ну, тут всё просто гладко и без особых нареканий. Снято красиво, высокотехнологично, а выбор Скарлетт Йоханссон на роль Майора действительно практически идеален (более органично смотрелась бы разве что Джессика Честейн, но она не столь популярна). Жаль лишь, маловато экранного времени уделено остальным сотрудникам 9-го отдела, за исключением Бато. Их функции сводятся к поддержке ударного дуэта Скарлетт Йоханссон и Йохана Филипа Асбека, хотя тут, казалось бы, можно было разгуляться за счёт разнородного состава оперативников. Зато пострелять дают всем — даже ни разу не принимавшему участие в боевых действиях начальнику отдела Арамаки в исполнении Такеши Китано.
Таким образом, адаптация «Призрака в доспехах» в определённой степени удалась. Создатели не стали разрываться в попытках угодить всем, во всём и сразу, а нашли среднее арифметическое, при котором обиженным уйдёт разве что оголтелый фанат оригинального фильма, мечтавший увидеть детально воссозданное любимое произведение. Но поскольку мы живём в эпоху толерантности и демократии, есть предложение просто порадоваться тому, что конечный результат не ударил лицом в грязь, а явил миру вполне достойный образец аккуратного обращения с культовым первоисточником.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: