Реклама
   
   
Полноценный трейлер Batman: Arkham Shadow — VR-приквела трилогии Batman: Arkham Классическая злодейка из Бэтмена наткнулась на тревожную тайну Готэма Элизабет Олсен не поняла решение Marvel сделать из Алой ведьмы злодейку Marvel завершило комикс по «Звёздным войнам»

Голем

The Limehouse Golem

Magnum opus

В XX веке ремесло серийного убийцы утратило налёт мистицизма и специфической романтики. Ночные демоны растворились в рассветной дымке, а человечество выросло из страшных сказок про Джека-потрошителя и Суини Тодда. Сегодня мозг преступника исследован вдоль и поперёк, в то время как методы идентификации оставляют всё меньше простора для воображения. Криминалистика, хладнокровная ты сука!

Дабы обрести статус легенды в наши дни, среднестатистическому маньяку необходимо совмещать интеллект Ганнибала Лектера с изобретательностью Джона Крамера. Пожалуй, проще устроиться на работу в Apple или Microsoft — там хотя бы требования не такие высокие. Значит ли это, что вышеупомянутый Джек-потрошитель вполне мог оказаться гнилозубым кокни в засаленном кожаном фартуке? До первого применения дактилоскопии в Скотленд-ярде оставалось ещё лет пятнадцать, а до открытия анализа ДНК — почти век. Убивай — не хочу! Нужны лишь проститутки, мясницкий тесак да быстрые ноги, чтобы бегать от полисменов под музыку из шоу Бенни Хилла.

Разочаровывающая картина, не правда ли? Если верить Агате Кристи, убийство — это искусство, а в каждом уважающем себя убийце рано или поздно просыпается гордость художника. Именно поэтому легендарные душегубы прошлого представляются публике импозантными джентльменами с богатым внутренним миром. Или, на худой конец, сверхъестественными существами наподобие вампиров и еврейских големов. Они не познаны, а загадочность является двигателем романтизации.

«Голем» Хуана Карлоса Медины — ярчайший представитель темы «Убийство как искусство». Картина снята по книге Питера Акройда, известного спекулянта детективным и готическим жанрами. И это чувствуется! Жуткая история, достойная внимания Шерлока Холмса, не скатывается в чистый гротеск благодаря мастерству режиссёра и, собственно, основной идее первоисточника, реализованной просто блестяще.

Медина приглашает зрителя на долгую ночную прогулку по красным от крови улицам викторианского Лондона, а мы и рады. Не беда, что ароматы свечного сала, конского навоза, пива и гнилых овощей сбивают с ног. Зритель ведь не Жан-Батист Гренуй, он всё стерпит! Зато в сонме разнообразных звуков — от шкворчания жарящейся рыбы до повизгиваний крыс — можно расслышать аристократический цокот каблуков Дориана Грея. Вот сейчас он выйдет из тумана вам навстречу и, галантно улыбнувшись, обнажит свой кинжал.

Топтанием брусчатки и предвкушением встречи с юным гедонистом дело не ограничивается. Медина хватает зрителя за руку и тащит прямиком в местный мюзик-холл — злачное местечко, пестрящее всеми видами порока. Именно здесь разворачивается главное представление — история талантливой инженю Лиззи Кри, чьи простодушие и свежесть подкупают десятки сердец. Как правило, мужских, ведь борьба за статус театральной примадонны подразумевает кислоту в лицо и прочие прелести. История, прямо скажем, грустная. Особенно на фоне происходящего в Лондоне ада. Особенно под эпичную музыку Юхана Сёдерквиста.

Убийца, известный как Голем, действует с особой жестокостью. Полисмены делают вывод, что душегубу не чужда грамота: он то и дело оставляет на месте преступлений увлекательные записки! Всё по закону жанра, с кровищей и диковинными завитушками. Благо письмоводитель Первого отделения полицейской префектуры Парижа Альфонс Бертильон уже заложил основы почерковедческой экспертизы. Что характерно, режиссёр ставит на реализм, поэтому надежды на встречу с настоящим глиняным големом быстро тают. Что ж, оборотни в погонах — они ведь тоже не настоящие оборотни, а просто коррумпированные менты.

Эффективность местных полисменов равна нулю, потому на роль козла отпущения приглашают Джона Килдэйра, мыслящего несколько иными категориями. Это хорошо объясняет энтузиазм, с которым герой Билла Найи распутывает окровавленный клубок преступлений Голема. А также наивность, с которой Килдэйр не замечает довольно очевидные вещи. Дело в том, что при всём разнообразии подозреваемых (стараниями Акройда в их список попали реально существовавшие мужи вроде математика Чарльза Бэббиджа, писателя Джорджа Гиссинга и какого-то Карла Маркса), истинный виновник торжества безошибочно идентифицируется зрителем уже в середине фильма.

Недоумевая, дёргаем режиссёра за рукав: мол, какого чёрта? И вот тут надлежит отринуть весь скепсис и вспомнить, что перед нами — magnum opus одного художника. Бенефис гениального актёра. Констатация очевидной истины: убийство может быть искусством. Не важно, как скоро вы догадались, что убийца — дворецкий. Важно то, что вы причастились его истории. Ощущения как от просмотра байопика, понимаете? Да, истоки сего чудовищно театрального представления кроются в травмированной психике отдельного индивида, но узнаем мы об этом ещё ой как не скоро. XIX век на дворе всё-таки.

Как бы то ни было, едва уловимая досада не покидает зрителя до самого конца, и лишь финальный аккорд заставляет его блаженно растечься по креслу. Это откровение. Необычайно светлая и возвышенная сцена, в которой, тем не менее, нашлось место для грустной и даже злой иронии. Засим следует крепко пожать Медине руку, ибо чувак всё правильно сделал. И — бегом из Лондона! Этому городу нужен как минимум Бэтмен, а то и вся Лига справедливости.

   
   
Обсуждение рецензии
10 комментариев
Поделиться:
Роман Макаров
21 октября 2017

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
70%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3ЕВА
 
 
2Телеовощи – 566: Ублажающий отца
 
1Ноль кадров в секунду – 544: Сухие текстуры
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 637: Дипфейки для «Властелина колец», «Кукушка», триллер от Netflix, сборы «Битлджуса 2»
 
8ЕВА – 598: Эскалация в зад
 
2Телеовощи – 565: Планета гэнг-бэнгов
 
0Ноль кадров в секунду – 543: Вечные права
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 636: «Ловушка» М. Найта Шьямалана, «Виды доброты», «Максин XXX» и «Чужой: Завет»
 
3ЕВА – 597: Выдрочка
 
2Телеовощи – 564: Эксперименты над мамкой
Ещё

Новые комментарии