Несмотря на некоторые надежды, «Напролому» мало что досталось хорошего в наследство от своего прародителя — вполне себе вдохновляющей короткометражки Prey Alone. Касается это в первую очередь сценария, который за минимально отведённое количество времени (и, кстати, бюджетных средств) совершенно не старается разорвать зрительский мозг, столь привычный к шаблонным ситуациям и стандартным поворотам. Здесь всё с точностью до наоборот — сюжет в фильме до того плосок и очевиден, что вот этот конкретный фантастический боевик органично вписался бы в компанию важных жанровых сопартийцев эпохи вашего и нашего детства вроде «Побега из Нью-Йорка» или «Крепости» с Кристофером Ламбертом.
Сквозь этот примитивизм, конечно, просвечивает обилие самоиронии и откровенного стёба над клише — чего стоит хотя бы сцена с нанесением макияжа девушке. Но эпицентром всех примечательных моментов постоянно оказывается герой Гая Пирса, по количеству шуток на квадратный дюйм плёнки переплюнувший Тони Старка и любителя морковок из «Пристрели их» вместе взятых. Фактически на актёра возложили настолько тяжёлую сценарную ношу, что в процессе усердного отжига он затеняет все остальные компоненты фильма, не слишком тонко намекая на их ненужность. Серьёзно, ещё бы чуть-чуть — и протагонист, отпуская во все стороны шутки да погудки по поводу нереалистичных спецэффектов и невкусного попкорна, проломил бы четвёртую стену киносцены, превратив «Напролом» из оды классике фантастических боевиков в нелиберальную пародию.
На фоне великого и ужасного Пирса про остальных персонажей даже и упоминать как-то неловко. Насколько неплоха в статике и динамике Мэгги Грэйс, настолько же не вызывает никаких эмоций банда зэков-злодеев, во главе которой стоит дуэт ну-вообще-непохожих-друг-на-друга-братьев. Один как бы должен вызывать бесконечный респект своим холодным спокойствием и расчётливостью, а второй — тоже как бы — нагонять страх безумием и жестокостью. Увы, из-за невероятной лёгкости считывания образов и отсутствия хоть каких-то намёков на объёмность характеров, антагонисты едва ли в состоянии оказать серьёзное влияние на зрительские нервы.
Что до одной из самых важных составляющих — экшена, то мы покривим душой, если заявим, что «Напролом» непременно заслуживает внимания по этой части. Упор здесь делается на нереалистичность и даже некоторую мультяшность происходящего, а как известно, такое упрощение отнюдь не подразумевает простоту исполнения и детализации, что доказывают монстры вроде «Мстителей» или «Броска Кобры». Тем более что действительно динамичных и драйвовых моментов в фильме не то чтобы очень много, а хоть как-то врезаются в память и вовсе лишь первые пятнадцать минут.
И тут не очень корректно делать скидку на размер бюджета — видали мы истории с сопоставимой себестоимостью куда зрелищнее, а главное, изобретательнее и изящнее: «Район №9», «13-й район», «Адреналин». Список можно продолжать, но к чему перегружать читателя всевозможными сравнениями, которых в этом тексте и так уже опасно много? Просто имейте в виду — на эталон экшен-жанра «Напролом» ну никак не тянет, хотя, конечно, старается изо всех сил.
В итоге остаётся неутомимо шутящий Гай Пирс среди таксебешных спецэффектов и соответствующего сценария. Повторимся, что неиллюзорно проглядывает сходство с олдскульной фантастикой крайних десятилетий XX века, но личную эмоциональную значимость подобной общности пусть уж каждый оценивает самостоятельно.
Но, наверное, не зря такое кино потеряло актуальность и уступило место новым формациям. Со всеми плюсами и минусами как первых, так и вторых.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: