Экранизация признанной классики — исключительно благородное дело. Людям, которые в это ввязываются, нужно сразу давать некий зрительский кредит доверия. Пусть каждый такой кинематографист знает: несмотря на огромную потенциально недовольную часть аудитории (вот в наше время снимали так снимали, да и вообще трава была зеленее — и всё в таком духе), в него верят. И если дело выгорит, его ждёт триумф, какого ещё не видела Земля. Правда, если провалится, гореть ему в аду — здесь без вариантов.
И ведь они всё равно рискуют. Берутся за быльём поросшие истории, которые уже успели набить оскомину зрителям нескольких поколений. Экранизируют всё без разбора — а вдруг выстрелит? Но всему есть предел, мистер Брана. Пожалуй, с «Убийством в „Восточном экспрессе“» вы слегка погорячились — некоторые истории стоило бы наконец оставить в покое. Потому что как ни переводи на экран один из самых знаменитых герметичных детективов всех времён, перещеголять в смысле сюжета Агату Кристи крайне затруднительно.
Впрочем, Кеннет Брана не вчера родился. Он вовсе не планировал затмить главный твист романа — идея, очевидно, состояла в другом. Во-первых, зрителю, привыкшему к гегемонии Дэвида Суше, нужно было представить нового Эркюля Пуаро. Максимально отличного от назойливого образа — и всё же моментально узнаваемого. Разумеется, Брана никак не мог доверить такую важную миссию кому-либо, кроме себя, — и его бельгиец действительно выглядит интересным. Он уже не такой чистоплюй, каким мы видели его раньше, хотя странностей в характере меньше не стало — чего только стоит страсть к тотальной симметрии.
Жалко, что Брана-режиссёр очень спешит, описывая характер своего героя, — рассчитывает, вероятно, что все и так более-менее с ним знакомы. И когда приходит черёд активных действий, местный Пуаро теряет львиную долю милых особенностей, превращаясь в скучного усатого полицейского, добросовестно выполняющего свою работу. Да ещё и не упускающего случая поморализировать.
К счастью для нас, он здесь не один. Брана собрал вокруг себя такой впечатляющий актёрский состав, что глаза разбегаются. Мишель Пфайффер, Джуди Денч, Уиллем Дефо, Пенелопа Крус… чёрт с ним, даже Джонни Депп — появление в кадре хотя бы одного из них уже почти праздник, а тут сразу все! Да это настоящая команда мечты…
…была бы, если бы Брана не экономил на времени. За неполные два часа нужно ведь ещё и историю успеть рассказать — так что героями приходится жертвовать. В результате их здесь вроде и много, но каждого до обидного мало. Брана несколько сглаживает щекотливую ситуацию, отпуская некоторым чуть-чуть времени для монолога, — но сколько-нибудь объективного представления о совместной работе актёрского ансамбля такой ход не даёт. Редкие выступления одиночек — вот как это выглядит.
Ну хоть со стилем полный порядок. Режиссёр дарит нам ту самую лощёную эстетику середины 30-х годов прошлого века, которой щеголял первоисточник. Это роскошный, глянцевитый и потому не вполне реальный мир — но именно таким он был в романах Агаты Кристи. Здесь у Браны стопроцентное попадание.
И было бы здорово, будь оно единственным. Ей-богу, мы бы с удовольствием приняли любое отхождение от канона — но увы, Брана неумолим. Небольшие шажки в сторону допускаются, но дальше переименования отдельных персонажей речь заходит всего пару раз — например когда режиссёру вдруг приспичивает скатиться в совершенно необъяснимый мелодраматизм.
Что ж, любопытный, но недорисованный главный герой, куча толпящихся, мешающих друг другу звёзд да унылые сопли в конце — вот и всё новаторство Браны. При просмотре его версии «Убийства в „Восточном экспрессе“» с каждой минутой тают последние надежды на то, что этот фильм заставит вспоминать о себе. Да, он чертовски красив — камера оператора Хариса Замбарлукоса порой даже удивляет, да и в целом постановка практически безупречна. Но этого недостаточно, чтобы оживить древний детектив, давно известный всему миру в мельчайших подробностях.
Не очень ясно, для чего тогда всё это. Вряд ли Брана собирается начинать новую серию о знаменитом бельгийском сыщике. «Убийство в „Восточном экспрессе“» — явно штучный продукт и не претендует на продолжение в каком бы то ни было виде. Так, вещь в себе.
Может быть, лучше вернуться к Шекспиру? Как-никак проверенный вариант.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: