Сложно заранее сказать, что именно вывел на бумаге, напечатал на каком-нибудь «Ундервуде» или набрал на клавиатуре Сергей Лукьяненко, прежде чем приступить к написанию сценария «Ночного дозора». Но после просмотра оного угадать можно почти со стопроцентным попаданием в цель:
«Данный фильм дискредитирует дело Света (с) Ночной дозор
Данный фильм дискредитирует дело Тьмы (с) Дневной дозор»
С экранизацией книжной серии популярного писателя, конечно же, сильно поторопились. Необходимо было подождать лет, эдак, пять или десять, а может и все полвека. В общем, именно столько, сколько нужно отечественной киноиндустрии, чтобы созреть для затей подобного масштаба. Ну а пока у режиссеров хватает силенок лишь на производство «мадняваво кина» — сыночка от папы Видеоклипа Степаныча и мамы Рекламы Сергеевны, а деньги заканчиваются на двух с половиной приличных спецэффектах. И это в картине, которой просто на роду написано устраивать феерию феерий! И, увы, не народились еще на земле русской приличные монтажеры, звукотехники и, черт побери, смышленые маркетологи, способные на ненавязчивый Product Placement. Этих самых «еще» и «увы» по ходу просмотра насчитывается непростительное количество. Настолько непростительное, что получить от «Ночного дозора» хотя бы намек на удовольствие становится невозможно.
Пи-Джей — гений
Ободряюще похлопать по спине, утешить ласковым словом или гнусно похихикать — такой набор действий окажется в вашем арсенале возможных поступков, когда на дороге попадется личность, которой оригинал пришелся по душе. Мы, взрослые и дееспособные люди, прекрасно понимаем, что главный калибр экранизации наведен на них. Им же, болезным, и достанется больше всего. Видите ли, по словам автора книги, Бекмамбетову и Партнерам плодами Диких Усилий удалось сохранить атмосферу первоисточника. На доступном русском сие означает — почти всем главным героям посчастливилось остаться с исконно-книжными именами. Ключевое слово — «почти»: некоторых лишили и этой привилегии.
А ведь режиссер, строго говоря, мог постараться и безболезненно вырвать из сюжета парочку несущественных и малополезных персонажей, с чистого листа переписав интригу. Глядишь, и появилось бы время, чтобы подробнее разъяснить мотивацию героев, сделать повествование плавным и уменьшить сумбурность. Иными словами, если использовать кольцеобразные сравнения коллег, — похоронить своего Тома Бомбадила с супругой. Мужчина решил оставить почти все, как было, и рванул напрямик. Вышло очень странно: волки остались голодными, а овцы расстроились. Некоторые герои откровенно парят в воздухе как вертолеты на холостом ходу. Убери этих «дур» с неба — только пейзаж станет живописнее и шума на пару децибел убавится.
Полный суМрак
Последнее оправдание, которым прикрываются от народного гнева несознательные киноделы, звучит так: «У нас вышел продукт мирового класса — не грех и экспортировать. Вы же не будете калечить родителей российского блокбастера, да?» А вот и дудки! Вспышки неконтролируемого насилия с использованием подручных средств воспоследуют.
Люди. Человеки! Заканчиваем делать «как у них» и начинаем ворочать мозгами, ибо ниспосланы они Всевышним. Не можем удержаться от копирования? Христабогаради. Но в чем радость рисования кальки с тех, кто уже не первый год страдает от дисфункции кишечника и вестибулярного аппарата? До каких пор зрителю нужно напрягаться, чтобы сложить в голове мозаику, части которой беспорядочно мелькают перед глазами?
Страшным недугом (подозреваем эпилепсию) мается в фильме большинство Иных. Любая маломальская ворожба вызывает у бедняжек чудовищную судорогу — сам процесс весьма болезненный, да. Иначе с чего бы им орать, будто их кастрируют без наркоза? Не удивительно, что сверхъестественная деятельность сведена к безопасному для здоровья актеров уровню — а то от такого дергунчика и мигрень может приключиться. Надеюсь, это не заразно.
В качестве десерта ваш умудренный опытом специалист КГ.ком констатирует неприкрытую и запущенную стадию волшебной недостаточности. Никто не спорит — проще красочно сблевануть кровью, чтобы избавиться от докучливых стражей правопорядка, чем применить Силу. Оно ведь потом придется уточнять — откуда берется, сколько кому ее положено и каков принцип действия. Одна морока. И без этого проблем хватает — вампиры убиваются фарами аварийных грузовичков и превращаются в фарфоровые статуэтки, а Меч Света — плод свального греха джедайской катаны и лампы дневного освещения.
В корыстных целях экстренного спасения последних eye-candy господин Бекмамбетов рискнул «сделать стильно». Напялил на половину персонажей солнцезащитные очки и понадеялся на «авось». Товарищ режиссер, алле, чай, не киберпанк, припудренный нуаром, снимаем! Или вы решили столь незатейливым способом скрыть один из важнейших актерских инструментов — ясные очи, выдающие печальные мысли лицедеев о проблемах, связанных с дальнейшем трудоустройством после «Ночного дозора»? Не отвечает… К чести актеров — уж они-то точно не питали сомнений насчет того, в какой зубодробительной комедии они играют, о чем нас заблаговременно и предупредил Константин Хабенский перед началом просмотра. Наиболее удавшиеся эпизоды, добивающиеся задуманного эффекта — комедийные. Действительно смешно, не поспоришь.
Заключительную часть нашего поучительного рассказа нет никакого желания тратить на мелочные проклятья, пожелания сдохнуть в муках и прочая, и прочая… Хочется лишь попросить всех тех, кто ответственен за «Ночной дозор», больше так не делать. Сергея Лукьяненко эта просьба не касается — творите нам и себе на радость. Но, заклинаю, — не экранизируйте.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: