В своё время «Трон: Наследие» наглядно продемонстрировал способности Джозефа Косински в области создания по-настоящему красивых фильмов с необычной стилистикой. Хотя, конечно, за спиной режиссёра тогда стоял целый «Дисней» с командой сценаристов, продюсеров и прочим квалифицированным персоналом, наличие которого обычно является гарантией качества. С «Обливионом» получилось сложнее — кино основано на комиксе собственного сочинения Косински, а от проекта в своё время сам же «Дисней» и отказался. Известно, что иногда выходит у слишком увлекающихся визионеров, обременённых лишней самостоятельностью – достаточно вспомнить снайдеровский «Запрещённый приём» (два часа красоты, сумбура и бессмысленности).
Впрочем, Снайдера небезосновательно обвиняют в некоторой инфантильности, чего точно не скажешь про Косински. Он пока снял всего два художественных фильма, но в обоих отчётливо прослеживается его особая режиссёрская манера и стилистическая выдержанность. Можно сколько угодно критиковать второй «Трон» за наивность и преобладание формы над сюжетом, но в рамках собственной концепции картина была исполнена идеально – зрителя практически за шкирку погружали в виртуальную реальность, а экшен уместно сравнивать разве что с «Аватаром» да с какими-нибудь достойными «Трансформерами».
Вот и с «Обливионом» так же – постановщика нисколько не заносит; он аккуратно, терпеливо и с чувством меры рассказывает нам свою историю. И, что самое удивительное (а вдобавок ещё и приятное), к нам пожаловал фильм той категории фантастических картин, которые не столько про визуальный ряд, сколько про сюжет и персонажей. Местами тут замечаются «хвосты» из «Матрицы», «Валл-И», «Космической одиссеи 2001», «Луны 2112» и других известных вещей, сценарий которых принято считать выдающимися. Но обвинять Косински в плагиате необязательно: во-первых, практически все киноидеи в любом случае заимствуются из литературных и религиозно-фольклорных областей; во-вторых, перемешивать в правильном соотношении популярные концепции – это тоже мастерство.
«Обливион» будто бы состоит из нескольких слоёв, которые постепенно открываются в процессе просмотра. Начинается всё с красивых постапокалипсических пейзажей и краткого рассказа о последствиях случившейся катастрофы; стилизация мира и некоторых деталей напоминает об играх Halo и Destiny, что на самом деле очень здорово — именно в кино подобное (цветовая гамма и элементы дизайна техники) оказывается вполне оригинальным решением. Закадровый голос главного героя лаконично вводит в курс дела, а зрителю предлагают внимательно рассмотреть безлюдные и красивые пейзажи, которые производят поначалу чуть ли не умиротворяющее впечатление.
Из-за неспешности повествования удаётся и определиться со своим отношением к Джеку с Викой, и подумать над дырами в сеттинге (хер найдёте), и насладиться особенностями формы и интерьеров местных сооружений (Косински архитектор по образованию, поэтому к этим деталям особенно внимателен). А уж как постарались дизайнеры над сферическими дронами (слава богу, не в вакууме)! Таких агрессивных и пугающих роботов мы, кажется, не видели со времён первого «Робокопа».
Хотя сразу понятно, что мироустройство вокруг персонажей — не более чем иллюзия, досконально разобраться с самой сутью обмана с налёта не получится. С появлением персонажа Куриленко повествование плавно входит в слой, связанный с главной интригой, которая, разумеется, всё переворачивает с ног на голову. Идут одна за другой зрелищные экшен-сцены (связанные в основном с импульсивными дронами), а новые подробности разрушают логичную, казалось бы, картину мироустройства на экране.
Наконец, мощный и, пожалуй, единственно правильный финал ставит жирную точку, обозначая фильм как органичную и законченную картину. Конечно, при желании можно задать ненужные вопросы к ряду аспектов вымышленного мира — но дело в том, что неосвещённые вещи нисколько не влияют на саму логику сюжета, а отсутствие ряда ответов даже идёт где-то на пользу. Грубо говоря, вся крутость абстрактной и почти непреодолимой вражеской силы именно в её таинственности и несокрушимости (в воображении зрителя, конечно); это и подчёркивает большую значимость поступков людских персонажей.
Кино отлично работает на всех уровнях, условно описанных выше. Здесь, как и в «Валл-И», любопытно разглядывать последствия мрачного будущего; как и в «Троне-2», сложно держать рот закрытым во время боёв; даже персонажи успевают стать понятными и начинают вызывать столь редкое чувство сопереживание. Ну и самое главное – в процессе действительно интересно узнать всю подоплёку происходящего и ту самую настоящую судьбу человечества.
Будет очень печально, если у «Обливиона» не сложатся отношения с фортуной бокс-офиса. В этом году намечены сразу нескольких важных фантастических премьер и, по сути, на долгое время определяется прокатная судьба всего жанра. Нам, мягко говоря, не хотелось бы вновь заскучать по адекватной и неглупой НФ, ориентированной не только на подростков и инфантильных дебилов.
И потом, если кто-то не даст Джозефу Косински возможности и дальше снимать в свойственной ему манере — ну, таких людей должен ждать особый ад, в котором за пытки будет отвечать триумвират говноделов в составе Оливье Мегатона, Уве Болла и, разумеется, Сарика.
И — да: Косински теперь официально тоже Наше Всё.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: