КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Сценаристка Гейл Симон могла бы вписать Mortal Kombat в канон DC Звезда сериала «Озарк» стала подружкой Человека-волка Жан-Клод Ван Дамм против злобных русских в трейлере боевика «Тьма человеческая» «Трансформеры» и «Бросок кобры» пересекутся в полнометражном фильме от продюсеров Стивена Спилберга и Майкла Бэя Команда Отряд Икс получит новый личный комикс этим летом

Пиковая дама: Чёрный обряд

Обязательная программа

Ужастики – они как комедии. Стоят недорого, а успех зависит от качества сценария, мастерства исполнения и оригинальности подхода. Вот какая-нибудь «Пила» или «Паранормальное явление» при скромных даже по меркам отечественного кино бюджетах сумели и кассу собрать, и фан-базой обрасти, и сиквелов наплодить. Казалось бы, у жанра были все шансы прижиться и на российской почве, чтобы править бокс-офисом наравне с вышеупомянутыми комедиями. Ан нет — всякие там «Мёртвые дочери» всё норовили забить на заявленную жанровую принадлежность и показать зрителю недра болезненного и унылого режиссёрского сознания, а какой-нибудь «Путевой обходчик» или «Ведьма» и вовсе травмировали зрительское чувство прекрасного своей вопиющей, но совершенно беззубой неадекватностью.

Так каким же из двух проторенных отечественными недохоррорами путей идёт «Пиковая дама: Чёрный обряд» (в девичестве «Спекулум») – артхаусной ереси или клинического неадеквата? Как ни странно, ни тем, ни другим. «Пиковая дама» отличается от всего, что делалось в жанре на постсоветских территориях, непоколебимой верностью жанровым канонам и яростным нежеланием изобретать велосипед в вопросах запугивания зрителей.

Так что в глобальном плане ни о каком жанровом прорыве иди даже крошечном сдвиге речи не идёт, а «Пила» с «Паранормальным явлением» упомянуты просто для красного словца: фильм – совершенно стандартная, использующая проверенные поколениями сюжетные ходы и соответствующие жанровые клише история про людей, к которым привязывается злобная призрачная нечисть. Просто очень качественно исполненная. Спектр ассоциаций самый широкий – от «Женщины в чёрном» и до «Мамы».

Режиссёр и сценарист Святослав Подгаевский (который, похоже, искренне любит и понимает жанр) уверенно откатывает «обязательную программу» для жанра, при этом все элементы исполняет на удивление грамотно, не позволяя зрителю скучать и каким-то чудом заставляя опостылевшие штампы действительно работать. Неведомая хрень в зеркале в ванной? Мурашки побежали. Неведомая хрень в автомобильном зеркале заднего вида? Заставила вздрогнуть. Неведомая хрень в маленьком карманном зеркальце? Пикабу!

С динамикой и связностью повествования всё в порядке (ну, на приемлемом для жанра уровне), взрослые персонажи большую часть времени ведут себя вполне вменяемо, подростки ведут себя как подростки. По-хорошему мрачное звуковое сопровождение и сочная картинка (никаких вам бледных светофильтров) задают и поддерживают правильную жуткую атмосферу (при этом пикабу-моментов на фильм всего парочка, включая тот самый с зеркальцем), а антураж тесных квартир в отечественных новостройках придаёт фильму достаточно индивидуальности, чтобы не получилось сходу спутать его с американскими собратьями по жанру.

А ведь спутать можно было бы – ощущение, что смотришь русское кино (в плохом смысле), пропадает довольно быстро, качество исполнения тому способствует. Спецэффекты тоже не подкачали, и хотя главную страхолюдину показывают далеко не сразу и поначалу мельком, сам внешний вид здешнего монстра внушает, а грамотная постановка маскирует все технические шероховатости. Что до актёрской игры, то взрослые (а главные герои здесь именно они, а не подростки, как могло показаться из трейлера) вполне справляются и лишь кое-где переигрывают; с тинейджерами всё несколько хуже (не считая рыжей милахи), но самые раздражающие из них довольно быстро убывают из повествования, а прочие отправляются на второй план.

На выходе получается очень крепко сбитый, но не хватающий звёзд с неба жутик – здесь промо-кампания, на удивление, не соврала. В мировом масштабе – просто очень качественный образец жанра, куда интереснее какой-нибудь «Джезабель». Для отечественной индустрии – натуральное откровение, раньше у нас ничего подобного и на таком уровне не делали. Определённо, режиссёру Подгаевскому надо продолжать снимать хорроры – получается всё лучше и лучше.

   
   
Обсуждение рецензии
21 комментарий
Поделиться:
Владислав Никиткин
12 сентября 2015

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
75%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
 
5ЕВА – 575: Путешествие Кино по наркотикам
 
7Телеовощи – 542: Межпространственный Чумазик
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме