КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Анимационный шедевр «Дикий робот» заслужил сиквел и быстрый релиз на цифре Встречайте! «Супермен» летит к вам на первом постере фильма Джеймса Ганна Отец BattleTech собирает деньги на пиратскую RPG Sea of Legends Озабоченная Скарлетт Йоханссон куда-то мчится — свежие кадры «Мира Юрского периода: Воскрешения» Чудо-женщина всё ещё пытается спасти людей на страницах нового выпуска Absolute Wonder Woman

Пираты: Банда неудачников

The Pirates! Band of Misfits

Пираты пластилинового моря

Чего создателям мультфильма «Пираты: Банда неудачников» не занимать, так это абсолютно пиратской лихости, граничащей с безрассудством. Подобно своим героям, они, отчаянно наплевав на тренды, правила рынка и прочие условности, гнули свою линию и выпустили именно такое кино, какое хотелось лично им.

Судите сами: делать в эпоху победившей CG-анимации кукольно-пластилиновый мультфильм – на такое не каждый решится. По сути, единственная уступка современным технологиям – пресловутое 3D, которое нужно «Пиратам» как собаке пятый хвост. Но бог с ними, с технологиями. Куда круче снимать в наше время что-то юмористическое и про пиратов, начисто игнорируя факт существования «Пиратов Карибского моря». Серьезно: ни малейшей шуточки про Джека Воробья, ни хоть каких-то аналогичных типажей и ситуаций, ни одной отсылки к теперь уже классике – вообще ничего. Как будто не выработала трилогия Гора Вербински пиратскую тему досуха и не поплясал на её костях квадриквел Роба Маршалла.

Главная художественная смелость авторов «Пиратов», однако, даже не в этом. Дело в том, что, создавая полнометражный мультфильм, ребята из Aardman махнули рукой на традиционно главную аудиторию анимационных произведений – детей. И тут речь даже не об умелом заигрывании с обеими сторонами – взрослой и детской, как, например, в «Смывайся»; тут откровенное и циничное пренебрежение интересами спиногрызов. Причём дело отнюдь не в выдающейся похабности или жестокости мультфильма – наоборот, по обоим критериям «Пираты» даже безобиднее, чем какие-нибудь «Шрэки» или «Кун-фу Панды». Просто местный юмор оказывается совсем не прост и на редкость требователен к своему зрителю. Дети, по большей части, его просто не поймут, да и, положа руку на сердце, далеко не все взрослые его оценят.

Во-первых, шутки здесь, как и в других работах студии, не шибко акцентированы, и само вычленение их из плоти повествования требует определённого интеллектуального напряжения от разбалованного американскими мультфильмами зрителя, привычного к тому, что в каждый гэг его практически тыкают носом и каждую новую остроту разве что не выделяют закадровым смехом. Думать, чтобы стало смешно, – виданное ли дело! Во-вторых, даже те, у кого получится приспособиться к непривычной манере подачи шуток, могут споткнуться об их содержание. Условно те делятся на абсурдистские эскапады и на остроты, требующие от зрителя определённых культурного багажа и фоновых знаний, причём зачастую одно от другого отличить непросто.

Как, скажите на милость, воспринимать рыбу в пиратской шляпе, сидящую за столом в кают-компании? Или птицу Додо вместо попугая на плече у Пиратского Капитана? А королеву Викторию, размахивающую двумя катанами? Оригинальную версию посещения Чарльзом Дарвином Галапогосов?.. Продолжать можно ещё очень и очень долго, но суть в том, что не подготовленного хотя бы морально зрителя мультик очень быстро запинает ссылками на незнакомые факты и произведения и добьёт специфическими английскими хохмами, оценить которые смогут только люди с определённым (английским, да) складом ума. А детишки, которых родители привели в расчёте на мультяшную версию «Пиратов Карибского моря», будут откровенно скучать.

   
   

Ещё одна особенность местного юмора – его влияние на общее восприятие сюжета. Схохмив в очередной раз, авторы, хитро улыбаясь из-за кадра, непринуждённо намекают, что здесь кроется целая история, но расскажут они её как-нибудь потом (а может, и никогда). Вопиющий пример: почти весь фильм на экране мелькает «на редкость фигуристый пират» – очевидная девушка, которая почему-то маскируется под бородатого мужика. Мелькает, мелькает и… всё. Элемент, который в ином мультфильме мог бы стать основой для целой сюжетной линии (а то и для всего мультфильма), здесь подрабатывает небольшой вишенкой на общем сюжетном торте. И этот пример далеко не единственный, по повествованию такие штуки размазаны ровным слоем.

Да что там, даже финальная мораль «Пиратов» не выглядит такой уж однозначной. Самая простая, лежащая на поверхности идея – о высшей ценности дружбы – на поверку оказывается далеко не исчерпывающей. При известном желании в мультфильме можно раскопать куда более интересные мотивы: от философского (про превосходство идеального над материальным) до прозаически-старозаветного «Всё зло от баб». Проще говоря, аниматоры из Aardman снова создали яркий и самобытный, очень английский авторский мультфильм, и вопрос лишь в том, насколько этот «яркий и самобытный» интересен постороннему зрителю, не тусовавшемуся с авторами и не сверяющему свои часы по Биг-Бену.

Шесть лет назад в «Смывайся» Aardman безупречно балансировали на тонкой грани между взрослым и детским, массовым и авторским. В «Пиратах» они спрыгнули с этой грани, схватившись за канат, и взяли на абордаж судно с историческими личностями и взрослыми шутками на борту. То, что осталось после дележа добычи, всё ещё местами смешно и местами понятно, однако уже куда ближе к идеологии «кино не для всех». В этом «Пираты» сродни, скажем, «Хижине в лесу», которая требует от зрителя хорошего знания жанровых канонов. Однако в отличие от фильма Дрю Годдара, мультфильм Питера Лорда и Джеффа Ньюитта не делает случайным зрителям поблажек в духе шикарного финала «Хижины», да и вообще не особенно стремится к диалогу с не своей аудиторией: либо соответствуй, либо проходи мимо.

В общем, нелегко приходится тем, кто оказывается не на одной волне с авторами, тем более что длина волны время от времени меняется. С другой стороны, в художественном плане «Пиратам» можно предъявить разве что некоторые повторяющиеся шутки, да и то немногочисленные. Согласитесь, не самый страшный грех.

Обсуждение рецензии
32 комментария
Поделиться:
Владислав Никиткин
25 мая 2012

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
85%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
2Телеовощи – 581: Полный улыбан
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 652: Первый трейлер «Супермена», дурной «Крейвен-охотник», «Еретик», новая «Мумия»
 
4ЕВА
 
 
3Телеовощи – 580: Демонический опыт
 
0Ноль кадров в секунду – 558: Консоль-Матрёшка
 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
4Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме