Реклама
   
   
Создатель «Пацанов» экранизирует свой комикс про заражённых вирусом маниакальных психопатов «Чужой: Ромул» завалил «Дэдпула и Росомаху» в домашнем прокате Новые фильмы недели: «Зять», «Злая», «Конклав» и другие новинки кино Том Харди и Гай Ричи снова вместе? Спин-офф «Рэя Донована» набирает актёров Ноа Уайли возвращается в скорую помощь в трейлере серила «Питт»
← Все рецензии О фильмеВидеоКадрыПостерыРазноеФанарт

Побег

С разбегу

Какое все-таки разное влияние оказывает неожиданно свалившийся (или предсказуемый — небольшая разница) успех на людей! Особенно показательна в этом смысле киноиндустрия, где оный успех измеряется сначала в денежном эквиваленте, а уж потом во всем остальном.

Одни, прославив свое имя на весь мир или отдельно взятую страну и заручившись надежной финансовой поддержкой, пускаются в эксперименты, не желая стоять на месте. Бегать далеко за примерами необязательно — вспомните о Джеймсе Камероне, который, прогремев «Титаником», взял большую паузу и теперь всеми силами приближает эпоху полного 3D. Или посмотрите на Роберта Родригеса — этот жук, довольствуясь скромными по голливудским меркам бюджетами, успел побаловаться и с цифровой камерой, и с «красно-синим» трехмерьем и даже с черно-белой комиксоидной стилизацией.

Таковы, уж простите за высокий слог, настоящие художники, творцы, экспериментаторы, которых хлебом не корми — дай попробовать что-нибудь новенькое, доселе невиданное. Ступить одной ногой на терру инкогниту, испытать ее на прочность да и сигануть в неизвестность со всего разбегу. А там — будь что будет. На таких людях держится кинематограф, именно благодаря им он еще не рухнул в тартары, не превратился в загон для боязливых ремесленников, вроде бы нащупавших рецепт приносящих прибыль фильмов и не желающих сворачивать с проторенной дорожки.

Последние, как правило, заканчивают не очень радостно — обретя славу Великого Штамповщика, очень трудно доказать миру, что на самом деле ты совсем не такой, что помыслы твои чисты, а деяния — благородны. И наоборот. Так заядлому двоечнику почти нереально получить на экзамене оценку выше «трояка», даже если он, бедолага, готовился к экзамену семь ночей кряду. Репутация всегда бежит впереди нас — так уж повелось с незапамятных времен.

К замдекана!

В киноведомости Егора Кончаловского «Побег» − это жирная «двойка» с хвостиком, которую для пущего эффекта следовало бы проставить еще и в зачетку. Выдав на-гора два суперхита отечественного проката, Егор откровенно расслабился и произвел на свет кино до того немощное, что хоть панихиду прямо в кинотеатре пой. А все почему? А все потому, что «Побег» − это изрядно облегченная версия «Антикиллера-2», напрочь избавленная от юмора, самоиронии и сколько-нибудь внятного сюжета, да еще и порядочно измордованная операторскими изысками Антона Антонова.

Если зритель первого «Антикиллера» мог списать дерганную камеру и периодически случающиеся выпадения кадров на попытки режиссера и оператора немного выделить свой фильм из серой массы «обычно» снятых российских боевиков, то во второй части тот же самый прием, употребляемый несколько активнее, да еще и приложенный к самым потенциально зрелищным экшен-сценам, вызывал уже исключительно недоумение вперемежку с раздражением. Шутка, повторенная дважды, перестает быть смешной, не так ли?

Но и «Антикиллер», и его сиквел — оба бледнеют по сравнению с «Побегом», где вышеупомянутый прием — предельно низкая частота кадров и размазанная картинка — возведен в ранг какого-то языческого божества. Чертов «дергунчик» безраздельно господствует на просторах фильма — по окончанию сеанса кажется, будто ровно половину экранного времени изображение отчаянно дергалось и смазывалось. Хотя по здравому размышлению приходишь к мысли, что издевательство длилось всего треть от общего хронометража.

Словарь

«Всего треть» — только вдумайтесь в эти слова! Они означают, что почти сорок минут вам придется любоваться на отчаянный выпендреж господина Антонова, разом перечеркивающий все попытки Кончаловского (пусть даже неумелые) сделать зрителю красиво. Они шепчут, что вы частенько будете отводить глаза от экрана, потому что наблюдать за этой мешаниной, да еще и в режиме слайд-шоу, физически неприятно. Они, наконец, мягко намекают, что вы обязательно попытаетесь найти систему в появлении этого «дергунчика», но так и не найдете, потому что он, падлюка, подкрадывается незаметно и неожиданно. И не дай бог вам ляпнуть после редкого десятиминутного «затишья» что-нибудь вроде: «Ну надо же, никакой дерготни. Неужто кое-кто исправился?». Как будто прочитав ваши мысли, Кончаловский сотоварищи очухаются и наглядно объяснят вам значение выражения «дьявольская чехарда».

Вот ведь какая забавная штука − несмотря на то, что «Побег» стоил 2 миллиона долларов, вы, сравнивая этот фильм с другими отечественными блокбастерами («Боем с тенью», «Личным номером», «Турецким гамбитом», «Ночным дозором», наконец) можете ненароком проскрести дырку в затылке, размышляя о том, куда делись все эти деньги. Из-за чудовищной манеры съемок новый фильм Кончаловского выглядит бедным родственником, снятым абы как и на сущие копейки. Какой, скажите на милость, смысл вкладываться в погони на машинах, перестрелки, драки и прочий экшен, если на стадии постпродукции (или где-то еще по пути к зрителю) всю эту радость пожрет «дергунчик»? Вот и нам кажется, что никакой.

Близнецы

Ах, если бы все недостатки «Побега» исчислялись примечательной, туды ее в качель, операторской работой! Но куда там — подсчитывая все несуразицы и глупости этого фильма, пальцы можно загибать хоть до самого превращения раскрытых ладоней в крепко сжатые и готовые к противоправным действиям кулаки. А потом разгибать и начинать все сначала.

О том, что «Побег» исключительно похож на голливудского «Беглеца», сказано уже не раз — причем всеми, кто хотя бы немного разбирается в кино. Фильм Кончаловского можно было бы, скрепя сердце, назвать вольным ремейком, да вот беда — режиссер упирается и настаивает на случайности всех совпадений. Мол, Евгений Миронов — это вам не Харрисон Форд, а Алексей Серебряков — совершенно точно не Томми Ли Джонс. И вообще, ну какие тут могут быть сравнения?

Верно, никаких, вот только сюжетная канва «Побега» от этого не становится менее вторичной. И нам, к примеру, не понять, почему Роб Коэн и Гай Мэнос не особо скрывают, что снимали «На гребне волны» с гонщиками-экстремалами («Форсаж») и парашютистами («Затяжной прыжок») вместо сёрфингистов, тогда как Егор предпочитает делать удивленное лицо. Стыдиться черпать идеи у классиков жанра не следует — стыдиться следует примитивизма. А вот его как раз в «Побеге» хоть отбавляй.

Хрустальный шар

Повествование, и без того не слишком увлекательное, превращается в решето буквально в первые же минуты фильма. Сюжетные нестыковки и откровенные глупости так и прут изо всех щелей — только успевай фиксировать в памяти! Это и редкая контактная линза, которую убийца умудряется забыть в руке своей жертвы, и дело главного героя, шитое белоснежными нитками (чертову линзу выбрасывают в мусорное ведро, а на факт присутствия в крови убиенной жены главгероя цианида следствие вообще закрывает глаза), и до крайности странное поведение некоторых ключевых персонажей. А уж когда сценарий ударяется в совершенно неуместную здесь мистику, остается только тяжело вздохнуть и махнуть рукой. Этому больному не помогут уже никакие припарки.

Но самое противное, что «Побег» ужасно банален и предсказуем − с самого начала и почти до финальных титров. Даже если в вашем роду вплоть до десятого колена не было ни единого нострадамуса, вы с невероятной легкостью, изящно позевывая, будете предугадывать все события, поступки и мотивации. В некотором смысле этот фильм очень полезен для укрепления веры в себя — отсидев в зале положенные полтора часа, даже самый распоследний простак почувствует себя очень-очень умным, самым проницательным на свете человеком. Сценаристы даже не пытались напрячь воображение и тянули сюжет из точки альфа в точку омега по самой простой, незамысловатой траектории.

Тупик

Мораль сей басни такова — если Егор Кончаловский и дальше будет работать в таком незабываемом стиле, взошедшую после «Антикиллера» звезду режиссера можно будет смело тушить, а на «Антикиллере-3», который уже не за горами, ставить крест. И не спасут этот фильм ни Гоша Куценко, ни Константин Хабенский, как не спасла «Побег» отличная игра Алексея Серебрякова и довольно неплохая — Евгения Миронова.

Достаточно выдать карт-бланш Антону Антонову, отпустить сюжет погулять на все четыре стороны, позволить иным актерам играть так же незатейливо, как Сергей Астахов и Андрей Смоляков − и все, финита ля боевик. Бежать будет некуда.

Обсуждение рецензии
83 комментария
Поделиться:
Михаил Судаков
5 апреля 2005

 
Оценка автора
Говно
Читательский рейтинг
28%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Юрий Лущинский«Говно»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
4ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
Ещё

Новые комментарии