Что-то подгнило в Датском королевстве. Из некогда яркого светила, одним только лукавым прищуром освещавшего всю известную часть вселенной, старина Брюс потихоньку превращается в бездонную чёрную дыру. И ладно бы катился по наклонной в гордом одиночестве — нет, масштабы трагедии настолько велики, что эхо заденет всех и каждого. Как мы дошли до жизни такой?
Первый «РЭД» хоть и вызывал определённый интерес ещё на этапе предпродакшена, после выхода смог легко превзойти даже самые смелые авансы. Неглупая и при этом драйвовая история о том, как красиво встречать старость и, после очередной порции средства от ревматизма, спокойно навалять какому-нибудь Карлу Урбану. Конечно, фильм вышел не безгрешным, но происходящее на экране полыхало и искрило таким задором, что любое брюзжание блокировалось само собой ещё в зародыше.
А теперь — минута восхищения. Взять и практически с двадцатой минуты сиквела вчистую слить все прелести оригинала, не оставив ничего, что располагало зрителя к себе – это ж каким звериным упорством надо обладать? На этом фоне пятый «Орешек» — не такое уж и преступление против здравого смысла и морали. Так, лёгкая разогревочка.
Начнём с простого: в первой части мы лишились нашего «темнокожего всего» — Моргана Фримана. Потеря велика, но взамен – сам Энтони Хопкинс и немного Кэтрин-Зеты Джонс. Однако весь хронометраж, отведённый последней в фильме, потрачен на разыгрывание идиотской темы ревности между персонажами Уиллиса и Паркер. Впрочем, в сравнении с ролью Энтони, она ещё легко отделалась. Роль Ганнибала – действительно визитная карточка мастера, но за каким рожном насильно запихивать его в роль обезумевшего учёного, малюющего всякую чушь на стенах и изображающего недоросль по поводу и без оного? Это что – попытка сделать остроумную реплику «для своих»?
«Остроумие» – вообще неизлечимая болячка фильма. Вот есть у режиссёра Хелен Миррен, богиня среди людей. Поставь такую перед камерой – и чудо родится само собой. Но нет, давайте, лучше постараемся обыграть её роль в «Королеве» и заставим изображать умалишённую в короне, чтобы главные герои смогли проникнуть в охраняемую психиатрическую больницу. Грамотные киноцитаты – это всегда хорошо, но творящееся на экране вызывает только недоумение. А ведь здесь каждое ключевое действие героя ещё и сопровождается Той Самой Фразой. Тоже с «отсылками».
Впрочем, для понимания глубины падения фильма следует вернуться к теме ревности. Да, Брюса мы любим не за чудеса актёрской игры, но можно ли симулировать переживания бездарнее? Даже в откровенно хромых «10 ярдах» аналогичные сцены захеревающих отношений в паре давались ему легче, а здесь на них ещё и отводится львиная доля местных шуток. Когда в основе фильма лежит комикс, лёгкие идиотия и сумбурность в отношениях персонажей даже обязательны, но ключевое слово – именно «лёгкие». А здесь дорогих стариков только и остаётся, что уличать в маразме.
Вообще, как объяснить, что одна и та же команда сценаристов смогла три года назад сделать хорошо, а сейчас всё заполонили сюжетные дыры и логически незавершенные «хвосты»? От второстепенных персонажей и их заговоров моментально рябит в глазах, занятная «клюква» из первой части превращается в сборище клише (иранские ядерные террористы, привет вам), а полная маргинальность поступков «положительных» персонажей попросту не позволяет проникнуться к ним симпатией.
Не добавляет позитива и расчётливость продюсеров. Помните, как правильно составлять партию для рейда: медик, танк, вор, волшебник какой-нибудь?.. У сценаристов тоже есть личное развлечение: составить список актёров и локаций, которые охватят максимально широкую аудиторию. Китайских и японских пользователей потешили двухминутной сценой в Гонконге и на всякий пожарный добавили местного персонажа. России по старинке досталась ударная доза Кремля (вообще, попытки привлечь отечественную аудиторию кадрами Белокаменной уже давно нужно занести в разряд криков последней помощи от продюсеров и расписку в своей несостоятельности от сценаристов). Европейцам — Париж и Лондон. Последнего даже два, чтоб надежнее.
Очень стыдно за экшен, единственный адекватный образчик которого случается в первые десять минут фильма. Оставшиеся полтора часа времени зрителя ждёт только суровый внутренний монолог: а что всё-таки хуже — диалоги или местные драки с перестрелками? В первом «РЭД» экшена было несравненно меньше, но каждая сцена давала джазу. Здесь же и пули скучно летают, и машины лениво взрываются. Им бы на покой, в дом престарелых.
Конечно, бывают проблески. Есть, например, Малкович, которого просто оставили комичным персонажем без местного, простигосподи, остроумия. Ему не помешали – и стало если не хорошо, то определённо лучше, чем у абсолютного большинства. Харизматичен Брайан Кокс, который обошёлся без единой глупой фразы, что по местным меркам – просто победа. А старик Брюс в начале фильма (та самая единственная экшен-сцена) ломает лицом стол – ну не праздник ли?
Хотя… Кого тут обманывать. В действительности пара всплесков чего-то адекватного в этом двухчасовом унынии, скорее, даже усугубляет положение дел, ведь всегда можно мечтательно закатить глаза с каким-нибудь «ах, если бы». Потенциала у первой части хватало с лихвой, и развивать его определённо было куда. Увы, «стратили» полностью.
Впереди ещё третья часть, а страшно уже сейчас. Можно ли услышать стук по ту сторону дна? Судя по всему, да. Брюс, и все-все-все — пожалуйста, дайте нам повод ещё раз вас полюбить.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: