← Все рецензии | О фильме | Видео / 7 | Кадры | Постеры / 9 | Разное | Фанарт |
Банально, конечно, и смахивает на стенания пенсионера, но раньше было лучше. Солнце грело теплее, а ветер дул не так холодно, в еде было меньше канцерогенов, а радиационный фон не угрожал превратить внуков в ниндзя-черепашек. Ну а эпические фильмы были событием года. Исключительно студии-мастадонты могли позволить себе довести бухгалтеров до припадка одними только счетами за декорации, костюмы и массовку.
Но это тогда, а сейчас эпическими масштабами никого не проймешь. Любой новозеландский пройдоха, называющий три с половиной треш-ужастика своей, блин, фильмографией, с легкостью слабает три эпических полотна по одному в год. Лукас, начинавший с картошки-астероида, заканчивает побоищем на Геонозисе, Камерон топит морской лайнер и сам уходит на дно снимать трехмерные документальные картины. Все это уже монолиты вчерашнего дня, завтра на свет вылупится «Послезавтра», чтобы сильно упростить проблему перенаселения и дефицита свободного пространства в мегаполисах. А сегодня? Сегодня мы чествуем «Трою», покупая билеты на третий просмотр.
Перво-наперво попросим не совершать резких телодвижений господ, любящих ввернуть словечко-другое из разряда: «О, боже, что они сотворили с оригиналом? Да Гомер прозрел бы от потрясения! Где чертовы Боги?» И верно, с Олимпийцами вышло не очень хорошо то есть никак. Каждые 10 минут лицезреть сексуально озабоченных греческих небожителей до сих пор можно в «Зене королеве воинов», а у Петерсена со сверхъестественным туговато. Герои часто ссылаются на богов, но даже Ахиллес предпочитает идти на сечу, прикрываясь верным щитом, а не уповая на помощь небес. Уважаемые создатели фильма вообще произвели множество изменений в сюжете первоисточника, которые, однако ж, пришлись удивительно ко двору.
Пролог
Преспокойно устроившись в кресле (вы же не станете смотреть такой фильм дома, на поганого качества оцифровке, верно?) и оценив по достоинству трейлеры или рекламу пива-сигарет (это уж как повезет), усвойте нехитрую, в доску простую формулу «Трои». Полчаса трепотни полчаса сражений, в промежутках пятиминутка обнаженки имени Брэда Питта.
Поначалу такой подход настораживает − очень уж сильно прыгает динамика фильма от одной сцене к другой. Инстинкты нескромно настаивают на том, что количество разговоров должно бы, по идее, стремиться к нулю, а вот истинно мужскому развлечению из разряда «стенка на стенку» следовало бы вообще не делать пауз. Позже оба течения входят в одно русло, становятся неотделимы душа одинаково молит услышать колкие реплики Одиссея и жаждет удостовериться в меткости и слаженности троянских лучников.
Актеры не подкачали, оправдали, не разочаровали, так и не став фоном для спецэффектов. Двумя ростральными колоннами горят Брэд Питт и Эрик Бана хороши, черти, чудо как хороши. Помнится, в одном интервью Петерсен сокрушался, что проект «Бэтмен против Супермена» все никак не получается претворить в жизнь, и прозрачно намекал на очевидные параллели с «Троей». Ушлый немец поставил себе целью имплантировать образы национальных американских героев в тела героев древнегреческих мифов, и операция прошла успешно никто не оставил в пациентах даже медицинских перчаток.
Гектор воплощение идеального человека, местами с пометкой «сверх». Рядом с ним любой святоша кажется заурядным грешником, а все советы его героя упрямо игнорируются видимо, на зло Мистеру Идеальному. В Ахиллесе отчетливо проступают темные тона, однако троянская полицейская акция всецело раскрывает светлые стороны его души.
Катарсис
Бой этих двух великих воинов настоящее украшение «Трои». Все, что происходит до него прелюдия, все, что после затяжка после удачного секса, а сама дуэль под неприступными стенами города сплошной многоступенчатый оргазм. Описывать, что вытворяет проведший многие месяцы в изнурительных тренировках Питт, обычными словами затруднительно нужно срочно изобретать новые наречия из одних гласных.
Вот Ахиллес взмывает в воздух и обрушивает свой меч на щит Гектора. Слышится гулкий звук, похожий на звон Царь-колокола, воин Трои пятится, а полубог войны застывает в картинной стойке. Вот противники обрушивают друг на друга град ударов, не делая ни одного лишнего движения филигранно, отточенно, как по нотам. Зрители понимают, что этот бой репетировался не один, не два и даже не десять дней (месяцы! снова месяцы!), но восхищенно аплодируют, а мы, печатая эти строки, испытываем непреодолимое желание снова побежать в кинотеатр.
Поверьте, это незабываемо. Томми Круз с катаной мальчонка с перочинным ножиком, а Рассел Кроу может смело идти гладиаторствовать в песочницу. Бана и Питт затмили своим боем-танцем кого только можно и кого нельзя на полвека назад и неизвестно на сколько вперед. Если в номинации «Лучшая файтинг-сцена 2004 года» по версии «Кино-Говно.ком» и появятся другие претенденты на первое место, им следует удивить нас по-крупному. Очень по-крупному.
Эпилог
Однако будь «Троя» бенефисом Питта и Баны (которые, безусловно, великолепны и украшают собой каждый кадр) из фильма не вышел бы Эпик с большой буквы. Масштабные побоища, срежиссированные Петерсеном и воплощенные в жизнь специалистами по спецэффектам, радуют глаз, но сильнее всего впечатляют отлично проработанные персонажи от самых главных до второстепенных. Ей богу, не столько о самой войне, сколько о любви, мужестве, трусости, подлости и прочих человеческих чувствах это кино.
Великолепен Блум, которому после «Властелина колец» и «Пиратов Карибского моря», должно быть, очень сложно было играть отнюдь не героя, а совсем еще сопливого юнца, волей судьбы ставшего троянским царевичем. Однако справился, выдюжил, за что искренне уважаем. Его Парис вызывает у зрителей эмоции столь разномастные, что диву даешься. От лютой ненависти и раздражения до жалости и верно снова уважения. Проявления юношеской безответственности и максимализма работают на очернение имиджа, но минуты героического просветления или выражения обычных человеческих чувств определенно, на его очищение. Сцена драки со здоровяком Менелаем внушает более реалистично изобразить на лице решимость, страх, ненависть и желание жить вряд ли возможно. Такого мы явно не ждали от востроухого эльфа и пирата-романтика. Что ж, иногда ошибаться очень приятно.
Не менее, впрочем, приятно лишний раз узнать, что и у ветеранов Голливуда есть еще порох в пороховницах. Аравийский Питер О’Тул подтверждает свое звание классика блистательной игрой на протяжении всего фильма, а в эпизоде разговора Приама с Ахиллесом особенно. Лишь самое черствое сердце не дрогнет при взгляде на заплаканное лицо отца Гектора, умоляющего великого воина отдать ему тело своего сына. Настоящий талант не тускнеет с годами.
Хочется, конечно, в мельчайших подробностях рассказать обо всех до единого актерах от Роуз Бирн, изобразившей простодушную и милую Брисеиду, до Винсента Регана, сыгравшего преданного Ахиллесу Эвдора, и Шона Бина, чей Одиссей, быть может, немного отличается от сложившегося в народе образа, но очень убедителен. Но, как говаривал Козьма Прутков, никто не обнимет необъятного. Не стоит даже и пытаться. Лучше поставить точку перевранной русскими локализаторами репликой Ахиллеса: «Идите на Трою!» И не один раз, добавим от себя. И не один раз.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: