← Все рецензии | О фильме | Видео / 6 | Кадры | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
Если попросить откровенно запавшую на «Турецкий гамбит» Всеяредакцию описать этот фильм каким-нибудь кратким, звучным выражением, то им, пожалуй, станет именно «Без компромиссов». То есть эпитетов для картины Джаника Файзиева у нас найдется превеликое множество, только успевай читать, однако этот почему-то так и просится на язык.
Да, мы отлично знаем, что в кинопроизводстве без них, без компромиссов, никуда. Тут не хватает денег, поэтому нужно поумерить аппетит со спецэффектами. Там засыпают зрители, так что придется поработать ножницами на монтажном столе. Здесь маловато экшена, то бишь надо занять актеров еще на пару съемочных дней. Слева говорят, что лошадей нельзя подсекать, значит, сцену следует слегка изменить. Справа орут, что этот актер совсем не умеет драться пора расставаться с идеей о красивых драках.
И так далее, и тому подобное, сплошные компромиссу повсюду, куда только ни кинь взгляд.
Но что делать, когда после двух с гаком часов, проведенных в кинотеатре, выходишь оттуда со стойким ощущением, что режиссер, сценаристы, продюсеры, актеры, спецэффектчики и прочий кинонародец сняли в точности такой фильм, какой задумывали изначально?
Когда хотелось спецэффектов вставляли щедрой рукой, невзирая на расходы. Если появлялась потребность в хорошей рукопашной, актеры магическим образом становились профессионалами в этой области. Нужен был особо рискованный трюк каскадеры выстраивались в очередь, горя желанием его исполнить. А сомнений в адекватности конечного материала исходному замыслу не возникало вовсе на тест-просмотрах зрительный зал смеялся, замирал и пускал слезу в точности там, где задумывал режиссер.
Передайте всем
Возвращаясь к вопросу «что делать?» да ничего особенного. Кроме, пожалуй, одной вещи: выйдя из зала, стоит достать мобильный телефон и разослать всем счастливчикам из своей адресной книги SMS примерно такого содержания: «Turetskij gambit eto prosto chudo kakoe-to, a ne film. Esli ne shodish na nego perestanu s toboj obshatsja». Или сделать пару (десятков) звонков, изрядно удивив этим несколько очень отдаленных знакомых. Или сходить на ближайшую вечеринку и произнести неожиданный тост во славу российского кинематографа. Или весь вечер провести в ICQ, доставая своими восторгами весь контакт-лист. Вариантов − тьма-тьмущая.
«Турецкий гамбит», как давным-давно смекнули даже самые погруженные в свои мысли читатели, это именно что фильм без компромиссов. К предыдущим отпрыскам российской киноиндустрии, даже к самым любимым из них, все-таки можно было предъявить уйму самых разных претензий, но как только дело доходит до детища Файзиева, критическая жилка тотчас же выбрасывает белый флаг. Война с недостатками отменяется за отсутствием оных.
Первые же десять минут, проведенные в обществе «Гамбита», настраивают на самый благожелательный лад до того красиво, динамично и профессионально всё снято. Начав за здравие, с огромного поля подсолнухов и улепётывающего от турков протагониста Фандорина, который успевает продемонстрировать зрителям свои исключительные стрелковые и душевные качества, фильм и не думает сбавлять темпа.
В киноиндустрии полным-полном примеров, когда картина брала сумасшедший разгон и сдувалась то ли во второй, то ли вообще в первой половине повествования. Но «Турецкий гамбит» − явно не из их числа.
Картина не отпустит вас до самых финальных титров это мы можем гарантировать с почти стопроцентной вероятностью. А уж кто в этом виноват замечательные харизматичные актеры, красивые и очень уместные спецэффекты, отличная операторская работа или неглупый детективный сюжет, который наверняка подержит вас в напряжении (если, конечно, у вас в предках не было ясновидиц, и вы не читали положенный в основу фильма роман Акунина), сказать не так-то просто. Наверное, всего понемножку.
Образы
Как бы то ни было, с актёрами «Турецкому гамбиту» повезло несказанно. Отдельные несознательные элементы начнут ворчать, что, мол, «Ба, знакомые все лица, туды их в качель», но на то они и несознательные, чтобы нести всякую чушь. Да, Гоша Куценко, да Дмитрий Певцов, да Александр Лыков и Виктор Вержбицкий. Но как играют все эти «знакомые лица», как шикарно вживаются в свои роли!
Вержбицкий, к примеру, снимается уже в третьем блокбастере подряд, причем в двух предыдущих исполнял роли умных, расчетливых негодяев. Видеть его в образе недалекого и напыщенного, что твой индюк, полковника Лукана даже как-то непривычно, и от этого еще более приятно.
Великолепно выступили заправские экшен-герои Певцов и Куценко, сыграв абсолютно противоположных по характерам персонажей Зуров всю дорогу балагурит, источает обаяние и как добрая половина сюжетно важных мужских персонажей, впрочем, приударяет за Варварой. Исмаил-бей же одаряет зрителей мрачными взглядами исподлобья и творит всякие нехорошие вещи. Ну прирожденный плохиш как будто и не было двух «Антикиллеров», одного «Ночного дозора» и десятков других положительных ролей.
Безо всяких оговорок великолепен Лыков в ипостаси недотёпы Перепелкина собственно говоря, после «Турецкого гамбита» лишний раз убеждаешься, что этому актёру доступен самый широкий спектр ролей.
Это уже не говоря о Егоре Бероеве и Ольге Красько, создавших очень целомудренную, но при этом чертовски убедительную экранную влюблённую пару. Человеку, не бравшему в руки книги Бориса Акунина, трудно судить о том, насколько хороший Фандорин получился из Егора. Но какая, с другой стороны, разница, если киношный герой у актёра вышел на славу? Бероевский Фандорин это такой замечательный тип, который не стесняется всласть поорать, завидев что-нибудь взрывоопасное, но при этом не особо раздумывает, бросаясь с головой в очередную опасную для жизни заварушку. Да еще и человек большого аналитического ума не даром титулярный советник! Ну как в такого не влюбиться милейшей девушке Варваре Суворовой?
Внутренний свет
Размышления Фандорина на тему «Кто же тут турецкий шпион?» (не стоит забывать, что «Гамбит» это в первую очередь детектив, а уже во вторую − историческая лента, лав-стори и все остальное) имеют очень важное значение как для сценарной, так и для визуальной части фильма. Флэшбэки главного героя выполнены в довольно остроумной и оригинальной манере, с превеликим трудом поддающейся описанию.
Это не спецэффект ради спецэффекта нет, это всего лишь один из способов изобразить то, что творится в голове у отдельного взятого человека. И если уж говорить об эффектности такого способа, то команда Бекмамбетова могла бы многому научиться у Файзиева сотоварищи, если вы понимаете, о чем мы.
Впрочем, и для осознания этого простого факта вам не нужно быть великим кинокритиком, никакие спецэффекты (даже такие замечательные, как в мыслях Фандорина и во время штурма Плевны) и стилистические находки не в состоянии сделать заурядный фильм увлекательным.
«Турецкий гамбит» действительно хорош со всех сторон, откуда ни посмотри (даже так полюбившаяся нам музыка из трейлера в полном составе перекочевала в кинотеатры о чем еще мечтать?), но картина так ослепительно сверкает снаружи лишь потому, что внутри неё горит еще более яркий свет.
Режиссер Джаник Файзиев, конечно же, лукавил, когда говорил: "Всем нам еще учиться и учиться у Голливуда в стезе развлекательных фильмов". Этот человек сам кого хочешь научит, как единственно верным способом огранить книжный бестселлер в кинематографический бриллиант.
Три с половиной миллиона долларов... Разве это в принципе возможно - за сущие, по тем же голливудским меркам, гроши снять ничем не уступающий - да что там, с поразительной легкостью затыкающий за пояс любых конкурентов без скидок на многомиллионость бюджетов - фильм?
Ахиллесова пята новейших российских картин - заведомый расчет на телепоказ - никак не чувствуется в "Турецком гамбите". Это абсолютное кино, которое вряд ли можно будет без ущерба для качества почикать для телевизионных нужд. Два с хвостиком часа пролетают как восторженный один миг. Похоже, у нас появилось универсальное мерило для российских фильмов. Самый настоящий эталон.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: