← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры / 5 | Постеры / 3 | Разное | Фанарт |
Рекордсмен по прокату документальных лент с препятствиями, девятикратный поджигатель афедронов властей и корпораций, один из ста влиятельнейших людей мира, оскароносец и золотопальмоветвоносец — это всё Майкл Мур. Герой, которого его страна, может, и заслуживает, но которого отдельные соотечественники были бы рады сплавить куда подальше. Что ж, мечта недоброжелателей осуществилась: Мур уехал. Но не в изгнание и даже не на отдых, а в захватническую экспедицию: стал вторгаться в разные страны с целью отыскивать там всякое хорошее и увозить его в США. Ибо, по его мнению, Штатам надо переключиться с экспорта демократии на импорт других полезных вещей. Какие же это вещи? Бесплатные образование и лечение, длительный оплачиваемый отпуск, вкусная здоровая еда. Неужели у кого-нибудь — даже будь он злейшим врагом Мура, поклявшимся ежедневно вслух костерить всех членов его семьи вплоть до хромого хомячка, — повернётся язык назвать их плохими?
Финляндия, где продолжительность уроков и учебного года короче, чем во всей прочей Европе, а домашние задания практически отсутствуют, является мировым лидером в сфере образования. Норвегия, где у тюремщиков нет оружия, а у заключённых есть ножи и ключи от камер (причём сама тюрьма похожа на дом отдыха), имеет крайне низкий процент рецидивов. А где-то Тор сажает за решётку крупнейших банкиров. А где-то удаётся достойно зарабатывать производством карандашей. А где-то… Звучит как сказка или сон. И да, местами Мур перебарщивает с упрощениями и идеализмом: в реальности двухчасовыми перерывами на обед могут похвастаться не все итальянцы, а нынешние многонедельные отпуска оплачены былыми забастовками и тюремными заключениями, о чём владельцы предприятий упомянуть «забывают». Однако Мур сам признаёт, что в облюбованных им странах есть свои проблемы, как и везде, и уточняет, что цель его фильма — «собирать цветы, а не сорняки». На новый лад высказывает старую идею «Занимайтесь любовью (особенно братской к ближнему своему — то бишь социальной сферой), а не войной».
Увы, как подмечает один из собеседников Мура, нельзя так просто взять и пересадить удачные идеи на чужую почву. Если для них не подготовить условия, то они не приживутся. На это у Мура тоже находится ответ: с ловкостью матёрого Гудвина он вытаскивает из рукава аргумент, которым и завершает фильм.
«Самая опасная комедия Майкла Мура», — обещает слоган. И действительно, здесь остросоциальность соседствует с пёстрым по окрасу юмором. Мур вновь использует свой фирменный монтаж, ставя рядом обещания политиков и контрастные выпуски новостей, да вдобавок под саундтрек из «Начала» Кристофера Нолана. Не чурается и более незатейливых поводов улыбнуться — чего стоят только список выдающихся жителей Италии или путаница между Словенией и Словакией. Но чем дальше, тем сильнее фильм уходит от комедийности к драматичности, от чудес к кошмарам. Заканчивается, тем не менее, на мажорной ноте — пусть даже с привкусом банальности. Ведь главной задачей Мура было не посмешить/напугать аудиторию, а побудить задуматься и вспомнить кое-что важное. Взяв фармацевтическую дозу яда и слегка подсластив пилюлю, доктор Мур приготовил лекарство от провалов в памяти — которыми страдает отнюдь не только его родина.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: