В 2013 году было не так уж и много сериалов, которые пусть и в разной степени, но пришлись по душе практически всей Всеяредакции. Собственно говоря, ровно два — «Восторженное семейство» и «Атака на Титана». И если дебютный проект Wit Studio стал лауреатом аж в целых шести номинациях, то восьмой сериал премного обожаемой P.A. Works в упорной борьбе урвал самую важную и престижную награду — титул «Лучшего аниме 2013 года».
Чем же так приглянулось «Восторженное семейство» разношёрстному всеяредакционному люду? Да, в принципе, всем, чем только было можно. Причудливой атмосферой японского фольклора, интересными и многогранными персонажами (одна из героинь — Бентен — умудрилась попасть в призовую тройку как лучших героинь, так и лучших злодеев!), сплетённым из повседневности, интриг, юмора, предательства и любви сюжетом, необычной стилистикой, традиционно роскошной анимацией (это P.A. Works, детка, типичная P.A. Works), милейшей музыкой — перечислять можно хоть до второго пришествия.
«Восторженное семейство» ворвалось в распахнутые окна 2013 года шумным летним ветром, который сотряс пару устоев, разбил чьи-то представления о жизни в Японии, спутал списки любимых героев, научил нас любить тануки, уважать тенгу, опасаться красивых девушек с сиреневыми волосами и совершенно по-другому относиться к лягушкам. Ах, как же хочется, чтобы этот ветер подул хотя бы ещё разок!..
Казалось бы, что может испортить сюжет про взрыв на ядерной станции, если даже кривые руки постсоветских разработчиков справились с его игровой адаптацией?
Вот-вот, ничто не предвещало беды: умелая студия, манга-первоисточник и личный опыт — всё говорило в пользу того, что мы получим красочный боевик про выживание в невыживательных условиях. Радости нашей не было предела после анонса, и не звенели тревожные звоночки, ничто не кричало: «Да всё, что мы видели в жанре катастрофы у японцев, — унылая хуета!».
А в итоге получилась именно унылая хуета: бальзамные сцены редкого экшена перемежались вёдрами слёз героев и самоубийством здравого смысла. В итоге даже зрители-девочки, не чуждые полётов во сне, мягко говорят: «Нахуй!». Воистину нахуй, это заслуженное говно года.
Если бы голосование происходило не на русскоязычном сайте, вполне вероятно, что «Коппелион» не получил бы титул «Говно года». Только говорящий и думающий на русском языке человек не переносит издевательств над постапокалипсисом, дарующим избавление от страха войны и сулящим возможность построить новый рай на земле. Мечты о рае были безжалостно растоптаны девицами в миниюбках. В мире «Коппелиона» по-прежнему царствует человеческая глупость. Простить такое студии GoHands просто невозможно.
Воистину, в аниме-индустрии не сыскать автора, умеющего лучше закручивать сюжеты, нагнетать драму и выжимать из зрителей слёзы, чем Мари Окада. Не знаем, какому такому дьяволу эта дама продала душу в обмен на свой талант, но свято уверены, что в момент подписания договора рогатый рыдал в три ручья, наконец-то осознав свою тёмную сущность.
«Безоблачное завтра» не стало исключением из правил — трогательных до слёз, грустных до громкого шмыгания носом, позитивных до солнечной улыбки моментов в этом сериале хватит на пару десятков менее удачливых товарок по жанру. Талант Окады, впрочем, заключается даже не в умении заставить зрителя тайком всплакнуть над особо пронзительной сценой, а в удивительном чувстве такта и уважения к человеку, сидящему по ту сторону экрана. Как у любых сценаристов, у Мари, конечно же, случаются и осечки (особенно когда речь идёт об адаптации, да ещё и не для P.A. Works), но «Безоблачное завтра» — явно не тот случай. Если в эмоциях вы цените не только силу, но и искренность, то вам с этим сериалом по пути.
От сценаристки «Настоящих слёз», которая взялась за новую историю любви и взросления (точнее, сразу за несколько историй в рамках одного сериала), можно было ожидать лишь первоклассной романтики — с правдоподобными и развивающимися по ходу повествования характерами главных героев, нормальными человеческими поступками и отсутствием идиотских сюжетных поворотов в стиле «Сегодня Васю я люблю, а завтра Петю».
Всего этого в «Безоблачном завтра» предостаточно (кроме дурацких твистов, само собой), а в качестве приятного бонуса имеется роскошный любовный многоугольник, все участники которого — до того милейшие люди, что большую часть времени даже и не знаешь, за кого болеть. До одури хочется, чтобы никто не ушёл обиженным, чтобы все были счастливы, чтобы ни у кого не разбивались сердца и не текли слёзы отчаяния из глаз. Умом понимаешь, что так почти никогда не бывает, но хочется так сильно!..
Лучшая романтика — она именно такая.
Пусть «Лаборатория любви» не отличается особо оригинальной концепцией, пусть она относится к жанру «Милые девочки страдают милой хренью», породившему целую тонну аниме сомнительного уровня, но ведь тем ценнее оказывается её итоговая победа. Отсутствие затянутостей и провисаний, приятные персонажи и отличное взаимодействие между ними, истерически смешные ситуации, которые не иссякают даже к концу сериала, — вот только самые весомые факторы, превратившие «Лабораторию любви» в лучшую комедию 2013 года. Да и как же не отметить милых девочек, одержавших заслуженную победу в неравной борьбе с сатаной, социальными работниками, ползучим ужасом и подводными жителями?!
Ну а что ещё вы ожидали здесь увидеть? Каждая экшен-сцена представляла собой настоящую феерию стиля, драйва и охуенности, а во время лучших из них мы натурально забывали дышать. Режиссёр Тецуро Араки в очередной раз доказал, что умеет делать дорогой кинематографичный экшен лучше всех в индустрии.
Кстати, почётное второе место делят «Квартет Сакуры: Песня цветов» и «Убей убийство», у каждого из которых почти вдвое меньше баллов, чем у «Титанов», — такой разрыв о многом говорит.
Признаём: в визуальном плане «Титаны» не идеальные. Статичные кадры и яростная экономия на отдельных сценах и эпизодах имели место. Но, во-первых, использовались они в большинстве случаев достаточно грамотно, чтобы не слишком бросаться в глаза, во-вторых, к выходу сериала на Blu-ray значительную часть косяков авторы исправили и перерисовали, а в-третьих, даже в телеверсии те сцены, ради которых, собственно, и экономили, вызывают настолько неподдельные восторг и восхищение, что все несовершенства немедленно забываются. Таким образом, работающая на вау-факторе «Атака на Титана» оказалась в нашем топе выше спокойных красот «Безоблачного завтра».
Уникальность «Арпеджио» заключается в том, что даже по первым эпизодам сериал не выглядел особо заметным событием. Ни подводные лодки, превращённые в милых девушек, ни главные герои, ещё вчера сидевшие в обычной японской школе, ни тем более CG-анимация — ничто не предвещало итоговую крутость. Но затем авторы проснулись, вспомнили, что они талантливейшие люди, и «Арпеджио» начал стремительно прогрессировать, выдавая серии одну другой лучше и постепенно переходя от комедии к драме. Отрадно, кстати, что в обеих ипостасях произведение Сейдзи Кищи и Макото Уэзу смотрелось прекрасно. А это ведь тоже сюрприз: ну кто ожидал, что сериал, выглядевший фансервисной комедией про девочек-подлодок, выдаст одну из самых классных драматических сцен в году? В общем, с какой стороны ни посмотри, «Арпеджио воронёной стали» более чем достойно своей победы!
«Коппелион» — это такой мир, в котором Шухарт нашёл Золотой шар, а всё стало как всегда, то есть очень плохо. Глубину Шухартовского разочарования невозможно постигнуть, а «Коппелион» всё-таки можно от души пнуть и ещё раз пнуть, а потом вдобавок кирпич на него с девятого этажа сбросить. За нереализованный сеттинг, за убитый тупыми героями экшен, за Токио, за бесконечное нытьё и за то, что на экране не Сталкер, а девки в мини — так и ждёшь от каждой панцушота, ей-богу.
Ох, лучше бы GoHands хентай в этом антураже сняли — и никто бы точно обиженным не ушёл.
P.A. Works, конечно же, замечательная студия и превращает в золото всё, за что берётся (ну, почти всё — «Девочка из Красной Книги» не зря попала в наш топ разочарований года), но давно уже не секрет, что гарантировано прекрасными у неё получаются именно оригинальные сериалы.
«Настоящие слёзы», «Ханаан», «Ангельские ритмы!», «Азбука цветов» и «Тари Тари» — во всех этих случаев сценаристы либо писали истории вообще с нуля, либо использовали первоисточники лишь в качестве трамплина для собственного творчества. Оно и понятно — когда поступки персонажей и сюжетные повороты не требуют обязательной сверки с мангой, игрой или книгой, талантливый сценарист способен на натуральные подвиги.
«Безоблачное завтра» — очередное подтверждение этого правила и наглядное доказательство того, что даже совсем недавно проштрафившийся режиссёр («Девочку из Красной Книги» снял именно Тощия Щинохара) в паре с гениальной сценаристкой, свободной от оков экранизации, способен на настоящие подвиги.
Пожалуй, это ещё один сериал в нашей, да и в вашей, судя по голосованию, коллекции аниме, который не стыдно советовать мамам, бабушкам, троюродным тётям, пришелицам из иной вселенной и гостям с Марса. Уникальная энциклопедия женских истерик не лишена толики художественного вымысла, но, поверьте, стоит вам последовать мудрым советам Арараги-сенсея — и сразу всё у вас станет хорошо.
А вообще «Легенды» победили в номинации «Лучший сиквел», и это прекрасно. Очень хотелось бы, чтобы каждая новая глава книги «Как вытрясти из вашей девушки чудовище: n простых шагов» была лучше предыдущей, и тогда не стыдно будет отдать «Шафту» и Нисио Исину господство над миром.
Ёщиаки Дева — пока сущий новичок в деле обмузыкаливания аниме, но перспективы у товарища такие, что обзавидуешься. По крайней мере, уже во второй своей полноценной работе (первой стала «Амнезия») этот композитор продемонстрировал удивительное чувство момента и редкое умение передавать через музыку настроение главных героев. В конце концов, любая, даже самая расчудесная история может выбиться из сил, пытаясь в одиночку вытащить на себе всю эмоциональную составляющую. А когда ей в этом помогает музыка, добиваться нужного эффекта легче во сто крат.
«Повседневность» — пожалуй, самый всеобъемлющий жанр в аниме: отнести к нему можно и школьный ромком, и зарисовки из жизни деревенских обитателей, и историю взросления жителей земного и подводного миров, и приключения офисного планктона. А можно (почему бы и нет?) поставить в этот замечательный ряд увлекательный рассказ о людях, тануки и тенгу, которые живут под одним небом, иногда едят за одними столами и ведут себя порой совершенно по-человечески, а порой — с точностью до наоборот.
Для нас это сказка, а для семей Щимогамо и Эбисугава из Киото — самые натуральные суровые будни, где сегодня ты баллотируешься в старосты общины, а завтра тебя пытаются сварить в рагу. Где один тануки может превратиться в тигра и покусать за задницы других тануки, где милейшая дочка главы враждебного клана будет тебе всячески помогать, но ни разу не попадётся на глаза, где злодеи, слопавшие твоего отца, могут оказаться в целом неплохими ребятами, где один ворчливый и уважаемый тенгу отчаянно волочится за роковой девушкой, к которой тебя тянет, несмотря на все мрачные обстоятельства, и где летающие по небу трамваи с глазами — не такое уж и сверхъестественное явление.
Как сложится жизнь героев «Восторженного семейства»? С кем останется Бентен? Покажет ли Кайсей своё милое личико балбесу Ясабуро? Перестанет ли мама Щимогамо бояться грозы? Вернёт ли себе Ядзиро человеческий облик? Об этом знает лишь автор, а нам остаётся лишь гадать и надеяться на лучшее. Как лягушкам в колодце, которые и не ведают о море.
Прошедший год порадовал нас целым рядом добротных споконов, но наиболее увлекательным Всеяредакция сочла сериал про крайне непопулярный в нашей стране вид спорта — бейсбол. Послужило ли причиной тому загадочное очарование данной игры (большая часть Всеяредакции не знает правил), или же все прониклись трогательной историей о силе духа простых японских пацанов, которые, несмотря на многочисленные жизненные невзгоды, поднимают заплаканные лица из грязи и превозмогают… Этого мы не узнаем. Как бы там ни было, «Ас на поле» обеспечил себе почётное место в анналах нашего ресурса как лучший спортивный сериал 2013 года.
Один из самых очевидных выборов нашего топа. В первом опенинге «Атаки на Титанов» есть всё, чем должен обладать отличный вступительный ролик: классная песня (Guren no Yumiya в исполнении группы Linked Horizon) и эффектный видеоряд. Практически все остальные претенденты были лишены либо одного, либо другого. Кроме того, опенинг без очевидных спойлеров задавал атмосферу — мрачного драматизма и обречённости с одной стороны и дикого драйва и бешеной энергетики с другой. Отличный, в общем, опенинг.
На самом деле, всё дело в катящемся орехе. Нет, не в стильной картинке и хорошем экшене, даже не в приятной песне. Мы проголосовали за этот ролик только потому, что в нём был катящийся орех. А в остальных не было.
«Мисс Монохром» — одна из тех короткометражек, что понимают ограничения своего формата и умело работают в его рамках. «Воинская доблесть», быть может, и смешна, и хороша, но это не столько сериал, сколько разрубленная на кусочки серия, и смотреть отдельные её эпизоды не ахти как интересно.
«Мисс Монохром» же умело, стильно и кратко рассказывала из раза в раз смешные, милые и законченные истории, приносившие с собой три минуты ни к чему не обязывающей радости. Иногда большего и не требуется.
Эпизод, начавшийся с безумного нападения Эрена на гигантского титана, которое чуть было не увенчалось успехом, а завершившийся натурально «смертью» главного героя, попутно дав старт новому вторжению титанов (и определив развитие сюжета на добрый десяток серий вперёд) и неплохо так раскрыв характер Эрена. В общем, серьёзный драматический накал, первоклассный экшен и шокирующие сюжетные твисты — чего ещё желать от эпизода?
Л-Эльф — редкий аниме-персонаж, который достоин не просто титула лучшего героя года, но и отдельной медали за выдержку и адекватность. А то ведь попробуйте на протяжении двадцати четырёх серий находиться в обществе Щёко, Харуто и их товарищей. Тут никакому нормальному человеку не хватит нервов, чтобы не сойти с ума и не начать плясать зажигательные танцы вместе с местной школотой. Но на то ведь он и Л-Эльф, чтобы совершать невозможное и сохранять трезвую голову в самых страшных ситуациях! Рядом с этим подвигом даже как-то неудобно вспоминать, что доруссийский спецагент способен ещё и выпилить в одиночку целую армию, и даже в депрессию уходит так, что лишь подчёркивает свою безусловную крутость. Думается, выдели авторы своему самому главному герою чуть больше экранного времени, «Валврейв Освободитель» мог бы стать куда более приятным сериалом. Однако это всё из разряда вероятностей, а в сухом остатке у нас есть средняя меха и офигенный персонаж, достойно занимающий первое место в своей номинации.
Ничто не предвещало бури. Подумаешь, сиквел древнего аниме про супергероев. Подумаешь, занятные дизайны, которые в меру успешно скрывают нехватку бюджета. Мы тысячу раз видели истории о том, как скрывающиеся от глаз людей супергерои спасают мир, и в тысяча первый раз ничего не изме…
Хадзиме Ичиносе пришла и подмяла сериал под себя. Комок позитива, в принципе не умеющий думать ортодоксально, она шла по устоям, громила штампы, взрывала мозги, вправляла их назад и с улыбкой да песенками рихтовала окружающий мир под свои вкусы и идеи.
Аниме-индустрии нужно как можно больше таких уникумов.
Титаны в сериале представляет собой, скорее, не обычных врагов, а силу природы, враждебную человеку стихию. Однако, в отличие от её собратьев, Титаншу ведёт холодный разум, что делает её в разы опаснее и страшнее. Ну а уж когда выясняется её подлинная личность, то голову поднимает ещё и психологически-драматическая составляющая образа. Сильная, жуткая, смертельно опасная и непонятная, однако достаточно глубокая и неординарная — чем не идеальная злодейка?
Кто сказал, что маскоты должны быть добрыми зверушками? Ничего подобного! Встречайте победителя номинации «Маскот-2013» по версии КГ — Монокуму! Этот редкий механический зверёк парадоксальным образом сочетает в себе облик плюшевого медвежонка и натуру серийного убийцы. Он старательно тянет сюжет, подкидывая попавшим в его власть школьничкам разные загадки и вдохновляющие материалы. Вдобавок он неустанно радует зрителя ощущением чудесного контраста в моментах, когда это нелепое существо своим смешным голосом зачитывает приговор очередному неплохому персонажу. А если у кого-то ещё есть сомнения в правильности нашего выбора, то чиркните, пожалуйста, на адрес mono@kuma.ru письмо с возражениями, написав в поле «Тема» фразу «Кастинг в Данганронпу - 2». Мы и наш лучший маскот будем очень вам благодарны и не оставим ваше обращение без внимания.
Среди аниме встречается всякое. Бывают истории, которые навсегда остаются в сердце. Бывают вроде бы интересные, но к концу уже не помнишь почти ничего, что происходило в середине. Бывают запоминающиеся герои, бывают запоминающиеся истории, а бывает то, что называют «сердцем тортика». Герои могут страдать от унижения и страха — и от стены. Могут бороться с жестоким миром, превозмогая себя. Могут просто болтаться туда-сюда, как сосиска на веревочке. Вся боль и безысходность отходит на задний план, окутываясь дымкой легкой комичности, когда на экране предстает Она. Картошка. Возьмите половинку.
Ренге — это довольно редкий случай, когда в аниме удаётся удачно и реалистично показать ребёнка. Причём показать так, чтобы персонаж не раздражал мерзким поведением и не вызывал законного недоумения из разряда «Дети не могут быть такими идеальными». Рен-чон отлично выдерживает образ на протяжении всего сериала и прекрасно взаимодействует с остальными героями. А уж сколько шикарных шуток поселилось в «Дерёвне» именно благодаря её парадоксальной логике! Впрочем, заниматься перечислением юмористических достижений этой замечательной героини смысла нет — лучше просто посмотреть/пересмотреть сериал. А пока остаётся только поздравить Ренге с заслуженной победой в номинации «Лоля года». «Нянпасу»!
1Новые сериалы недели: «Игра в кальмара» возвращается
6Космический долгострой Star Citizen получил крупное обновление
9Появились новые подробности о кровожадном кроссовере «Хищник против Человека-паука»
6Иккинг и Астрид прячутся вместе на новом кадре экранизации «Как приручить дракона»
38Первый трейлер «Супермена» поставил абсолютные рекорды по просмотрам и обсуждениям
2Супергерой без лицензии в трейлере аниме «Моя геройская академия: Вне закона»
8Звезда «Пятидесяти оттенков серого» Дакота Джонсон сыграет в психосексуальном триллере с Джошем Хартнеттом
17«Волшебник Изумрудного города» — Урфин Джюс и кошачьи драки в финальном трейлере
6Сериал «Кайдзю №8» про человека, ставшего монстром, вернётся со вторым сезоном в новом летнем аниме-сезоне
9Зимний солдат повязал всех марвеловских лузеров на новых кадрах из «Громовержцев»
12В 2024 году только Disney соберёт в американском прокате больше двух миллиардов долларов