Метагалактический мегакинопортал
Amazon продлил «Хитрого Пита» на второй сезон «Звёздный путь: Дискавери» принял на борт Джеймса Фрейна и готов к очередному переносу даты премьеры Розыгрыш кодов фильма «Война против всех» на iTunes Создатели «Защитников» Marvel поделились деталями сюжета «Три икса: Мировое господство» — первый телеролик
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:
112

Что не так с киновселенной Marvel?

Что не так с киновселенной Marvel?

После выхода первых «Мстителей» о кинематографической вселенной Marvel стало принято говорить исключительно в восторженном ключе. Последующие фильмы оказывались один успешнее другого: стабильно высокие кассовые сборы, тёплые отзывы прессы и зрителей. Концепцию «самого дорогого на свете сериала» потихоньку принимаются копировать прочие студии; впрочем, пока других успешных прецедентов не существует.

В это же время у самой киновселенной Marvel начинают возникать проблемы роста. С каждым годом выходят очередные картины, запускаются новые сериалы; их сюжеты зачастую вступают в логические противоречия или просто-напросто игнорируют друг друга. Очевидно, что с дальнейшим масштабированием проблема лишь усугубится. Мы попытаемся разобраться, какие косяки бросаются в глаза сейчас и во что это может вылиться в будущем.

Сольные проекты

Посвящать истории становления важных персонажей отдельные ленты – безусловно правильная идея. У Джосса Уидона никогда не получились бы «Мстители», если бы до них не было сольников про Железного человека, Тора и Капитана Америку. Через отдельные картины Marvel заодно поэтапно знакомит зрителей с киновселенной – и это тоже правильно.

Каждая картина, посвящённая отдельному персонажу, имеет определённые стилистические свойства и ограничения. Скажем, истории про Железного человека проходят на фоне технологических изобретений, про Тора – на фоне волшебства и межзвёздных путешествий. В этих же плоскостях разворачиваются конфликты с местными суперзлодеями и развиваются характеры главных героев.

Что не так с киновселенной Marvel?

Закавыка в том, что чем больше цифра в названии сиквела – тем дальше сюжет и сам протагонист со всем своим окружением уходят от «компромиссного» мира единой киновселенной Marvel. Получается парадокс. Например, Тони Старк двигается вперёд на протяжении собственной трилогии: проходит путь от избалованного мудака до бескорыстного защитника, параллельно переживая серьёзные проблемы со здоровьем (сиквел) и душой (триквел). Старк справляется со своими трудностями, по пути изобретая новый источник энергии; в финале третьей части разрубает узел, прощаясь с Железным человеком.

Как подобные изменения, касающиеся не только одного конкретного персонажа, но и всего мира (ещё бы – открыт альтернативный источник энергии!) влияют на положение вещей в киновселенной Marvel? Никак. Во вторых «Мстителях» Старк как ни в чём не бывало нарезал круги в своём чудо-костюме, а про новый химический элемент и решение энергетического кризиса все благополучно забыли.

Никакого отклика не получают и другие глобальные события: крах Щ.И.Т. в «Другой войне», парад червоточин над Лондоном в «Царстве тьмы», инопланетное вторжение в «Мстителях». Ну серьёзно – прямо над Манхэттеном открылся портал в далёкий космос, откуда полезли орды летающих тварей и железных червяков размером с линкор. Полгорода разрушено, мы официально не одиноки во вселенной, жизнь никогда уже не будет прежней. А спустя каких-то несколько лет американцы реально заморачиваются из-за театрала-террориста («Железный человек 3») и делёжки недвижимости в злачных района Нью-Йорка (сериал «Сорвиголова»).

Что не так с киновселенной Marvel?

Очевидно, что значимым героям – значимые истории с большим размахом. Но чем больше таких историй, тем меньше целостности у выдуманного мира Marvel Studios. В Первой фазе всё переплеталось, а вот к исходу Второй сольные картины стали жить собственной жизнью, зачастую забивая на сюжеты друг друга.

Понятно, почему так происходит. Кевин Файги и творческий коллектив Marvel Studios намечают общую концепцию, а режиссёры отдельных лент творят по большому счёту что хотят, просто соблюдая определённый набор условных гайдлайнов. И чем сильнее киновселенная расширится, тем больше очевидных противоречий будет бросаться нам в глаза.

Вероятно, здесь тот случай, когда жёсткий студийный контроль пойдёт сугубо на пользу. Это и объясняет публичные конфликты, например, с Эдгаром Райтом – вероятно, британец хотел такого «Человека-муравья», который в будущих «Мстителей» точно бы не вписался. Или вспомним про Джосса Уидона и несчастный бассейн Тора в «Эре Альтрона» – явная же связь с будущими сюжетами, которая так чужеродно встроилась в то, что придумал сам (себе) Уидон.

Плохие парни

Мы уже как-то писали про возможных будущих злодеев Третьей фазы, отметив, что ранее в сольных картинах протагонисты всегда сталкивались с собственными злыми копиями. Халк против Мерзости. Ходячая пропаганда Капитан Америка против нациста-идеолога Красного Черепа. Изобретатель Тони Старк против не менее изобретательных Ивана Ванко и Олдрича Киллиана. Тор против Локи. И так далее.

Вряд ли Доктор Стрэндж обойдётся без своего вечного соперника Барона Мордо, а Человек-паук – без Венома. Впрочем, у Питера Паркера, пожалуй, один из самых разнообразных комплектов антагонистов.

Что не так с киновселенной Marvel?

В любом случае, существующая сценарная формула уже порядком надоела. По мере развития любого марвеловского героя ему противостоят фактически его альтер-эго, только с поехавшей идеологией. Как всегда добро побеждает, а зло теряется в забвении – соответственно, большинству антагонистов даже не удаётся пережить рамки хронометража одного фильма. И о каком, опять же, развитии антигероя может идти речь, если его вымышленная биография столь коротка, а мотивация, как правило, сводится к банальнейшему «Уничтожить мир» или, на худой конец, «Убить главного героя»?

Разве что Локи исключение – которое только подтверждает общее правило, согласно коему у Marvel практически нет колоритных злодеев. В хороших остросюжетных сериалах герои часто меняются сторонами и образуют неожиданные союзы, развлекая зрителей интересным взаимодействием непохожих персонажей. За 11 фильмов Marvel Studios пока был лишь один прецедент – временное сотрудничество Тора и Локи в «Царстве тьмы».

Хотя в Marvel, кажется, начали понимать недостатки текущего формата. Мы ещё обязательно увидим Локи, а совсем скоро развернётся противостояние Капитана Америки и Железного человека в «Гражданской войне». Ну и Танос – архизлодей всех трёх фаз – предстанет во всей красе в «Войне бесконечности». Главное, чтобы в последующих сольных историях сценаристы придумывали более оригинальный формат антагонистов.

Что не так с киновселенной Marvel?

Сериалы

На данный момент худшее, что создаётся при участии Marvel Studios, – это телевизионные сериалы. Есть хороший «Сорвиголова», очень неровные «Агенты Щ.И.Т.» и совсем слабый «Агент Картер». Причём основная проблема даже не в их качестве, а в самой нише, которую телепроекты занимают в общей кинематографической вселенной. Величина и значимость данной ниши ещё более скудны, чем логика в сценарии «Интерстеллара».

Есть повод снова поговорить о сюжетных связях. Взять вот несчастных «Агентов Щ.И.Т.». Сценаристы телевидения изо всех сил подстраиваются под события кинолент, хотя последние не обращают особого внимания на факт существования живого агента Коулсона и его друзей. Хочется даже пожалеть трудяг с канала ABC – простора для творчества никакого, можно хоть до посинения ссылаться на «большие» фильмы, но в любой момент какой-нибудь режиссёр очередного блокбастера способен перечеркнуть все сюжетные перипетии сериала и дальнейшие планы.

Нет, на самом деле, это иногда работает. Вот к «Эре Альтрона» «Агенты» неплохо подвели, заодно объяснив, откуда взялся Фьюри с хэликэрриером, – да так, что любители сериала обрадовались, а обычные кинозрители не заметили скрытого сюжетного пласта. Однако телешоу вынуждено двигаться от кинокартины к картине, постоянно разбавляя собственный темп ненужными эпизодами. Таким был практически весь первый сезон ровно до того момента, пока из Щ.И.Т. не вылезли нацисты-заговорщики. Второй сезон тоже подзавяз на административных разборках в ожидании чего-то значимого; теперь, когда вернулся Фьюри, часть сюжетных линий явно резко двинется в ином направлении.

Что не так с киновселенной Marvel?

Другая проблема сериалов – нежелание/боязнь/невозможность сценаристов вводить худо-бедно известных персонажей комиксов. Ну, есть, конечно, кое-кто – те же Скай, Детлок, Абсорбер и парочка, скажем так, намёков на других знакомцев. Однако у Marvel в наличии сотни неплохих героев, которые гарантированно никогда не появятся в кино, – почему нельзя разнообразить сериал нормальным и столь необходимым фансервисом? Неужели кого-то за 40 эпизодов не начало тошнить от калейдоскопа пресных агентов и выдуманных нелюдей с дешёвыми суперсилами?

Сказанное выше относится в большей мере к «Агентам Щ.И.Т.» и «Агенту Картер»; с «Сорвиголовой» же дела обстоят куда лучше – во всяком случае, по итогам первого сезона. А вот дальнейшие планы Marvel на сериалы про «уличных» героев слегка смущают – планируются ещё четыре телепроекта про народных блюстителей справедливости, а на стадии разработки находится вдобавок «Каратель», который тоже, в общем-то, из той же оперы «Ряженые против бандитов».

Впрочем, это пока просто домыслы – наверняка основная часть задуманных проектов после успеха истории Мэтта Мёрдока окажется достойной. Плюс есть права на Призрачного гонщика и Блэйда – про названных товарищей рассказывать иначе обяжет хотя бы иная стилистика.


Большинство проектов Marvel – сами по себе отличные развлекательные продукты. Но пока они с трудом состыкуются в единый мир со своими законами, железобетонными связями и единой последовательностью событий. И, к сожалению, намечается тенденция, согласно которой всё это только продолжит разваливаться на отдельные самодостаточные итерации.

А потом продюсеры будут нам рассказывать, вот, мол это канон, а вон то – просто отдельная история.

 
Меню

Новые комментарии