Ноль кадров в секунду. Выпуск 162: Лучший сценарий на свете Манга «Бакуман»: Российское издание Хаяо Миядзаки начнёт делать свой «последний фильм» в октябре Второй сезон «Молодого Папы» полностью сменит актёрский состав Судья Дредд отправляется на телеэкраны
41
АНИМЕ
 
Прямая ссылка на новость:

Вся правда о «Наруто»

Вся правда о «Наруто»

Вас задолбал «Наруто», и вы недоумеваете из-за ажиотажа вокруг стартующего через неделю фильма? Или наоборот, хотите погрузиться в приятную ностальгию? Критически настроенный Николай Шутов в своей статье подробно рассказывает о плюсах и минусах истории про оранжевого ниндзя.

Позвольте начать с лирического отступления. Писать про мангу «Наруто» – занятие странное и неблагодарное. Просто потому, что куда более вовлечёнными в этот франчайз людьми сказано уже всё. Существуют сотни статей, облизывающих каждую косточку в истории оголтелого, не побоюсь этого слова, ниндзя, и сложно привнести в обсуждение что-то новое. Уж слишком он на слуху, слишком ассоциируется с анимешной поп-культурой в целом. Даже далёкие от японских мультиков люди знают, что есть Наруто, есть его вечный друг/соперник Саске, а между ними девочка Сакура. И, кажется, у Наруто с Саске любовь, но оставим это на рассмотрение отдельным фанаткам.

Однако сейчас, когда очередной полнометражный фильм о Наруто стремительно подкрадывается к отечественным экранам, невольно задумываешься: а почему это должно быть интересно простому зрителю, да и вообще, откуда весь хайп? Вспоминая мучения от битв длиной по полусотне глав, в которых злодеи становились союзникам по десять раз за арку, от бестолковых любовных линий, заканчивающихся от раза к разу ничем, и от одного из самых тошнотворных бромансов в истории, недоумеваешь: а почему же «Наруто» читали и терпели чуть больше пятнадцати лет? И не просто терпели, а любили: «Наруто» был лицом журнала Weekly Shonen Jump и наравне с «Ван Пис» и «Блич» входил в так называемую «Большую Тройку „Джампа“».

Поскольку я отвергаю вероятность того, что «Наруто» банально повезло выйти в конце 90-х, когда читатели «Джампа» всё ещё отходили от окончания «Жемчуга дракона» и требовали аналога, место которого и заняла работа Кищимото, чья дальнейшая популярность развивалась сугубо по принципу «сарафанного радио», то предлагаю подойти к вопросу популярности манги фундаментально и пройтись по основным составляющим любого произведения – персонажам, сеттингу, сюжету.

Вся правда о «Наруто»

Даттебайо!

Вся правда о «Наруто»

Давно повелось, что в среднестатистической сёнен-манге обязательно присутствует недалёкий главный герой (желательно светловолосый, ещё лучше рыжий) с огромным нераскрытым потенциалом, у него непременно есть рассудительный друг/соперник с тёмными волосами, а между ними девушка/увлечение/спорт/работа. Это ультимативный набор персонажей, позволяющий с относительной лёгкостью создавать конфликты, по-быстрому раскрывающие героев. Так что Масащи Кищимото не придумал ничего нового, подобные связки были до него и встречаются в изрядном количестве до сих пор.

Конечно, можно сказать, что сам Наруто Узумаки – обаятельный персонаж, располагающий к себе своими оптимизмом и дружелюбием. А учитывая, что наш герой сирота, который просто хочет, чтобы его заметили, невольно начинаешь ему сочувствовать. Настолько невольно, что за этим ощущается расчётливый замысел создателя.

Наруто – квинтэссенция взаимоисключающих параграфов. Он хулиган, но хочет дружбы и понимания. Он раздолбай, но когда надо – старается и достигает успехов. Вот он бежит надирать задницу какому-нибудь отъявленному злодею, а через десяток глав уже читает негодяю лекцию о дружбе. Вот его интуиция помогает ему победить грозного врага, а через десять панелей его обманывает ребёнок. Наруто всегда ведёт себя так, чтобы нравиться всем, и в первую очередь читателю.

Странно обвинять мангу в том, что её главный герой нарочито привлекателен. Но если это и не скрывается, а всё развитие характера ограничивается левел-апами, ощущаешь лёгкий дискомфорт.

Особенно когда понимаешь, что насколько нарочито обаятельным делается Наруто Узумаки, настолько же нарочито отталкивающим предстаёт Саске Учиха. Причём данный контраст работает не на раскрытие характеров двух извечных соперников, а сугубо как повод отправить сердобольного Наруто спасать честь, совесть и достоинство его асоциального друга.

Вся правда о «Наруто»

А чем меньше мы будем говорить про Сакуру Харуно – тем лучше (хотя как только по ходу истории перестали озвучивать её мысли, девушка сразу стала приятнее). Ибо главный женский персонаж серии в лучшем случае двуличная дура, в худшем – влюблённая социопатка, которая, как ни странно, в типичном любовном треугольнике главных героев оказывается лишней на фоне броманса Наруто и Саске.

Второстепенные персонажи оказываются гораздо интереснее и продуманнее главных героев. В многочисленные злоключения Наруто и компании Кищимото умудряется втискивать целые сюжетные арки про абсолютно левых героев, которые, по идее, должны оставаться статистами. Но в отличие от главной троицы, они успевают раскрыться, вырасти в глазах читателя и уйти в закат, оставляя приятное чувство лёгкой недосказанности. Да и большая часть антагонистов серии опять-таки раскрывается куда лучше центральных героев.

Вот так и получается, что если троица центральных персонажей в лучшем случае не раздражает, то яркие второстепенные персонажи становятся стоящим поводом к прочтению.

 
 

Шаринганы, Бьякуганы и прочие Ринненганы

В отличие от героев, сеттинг манги развивается очень стремительно и в какой-то мере спонтанно. Изначальная концепция узкоспециализированных магов, строящих из себя ниндзя, никуда не девается и со временем лишь усиливает ощущение, что к ниндзюцу происходящее не имеет никакого отношения. У каждого второго персонажа есть мистические глаза, пересаживаемые от человека к человеку, словно цветы в горшках; то тут, то там происходит переселение душ с последующей мутацией организма-донора; некромантия превращается в боевую технику; призраки родителей появляются с целью дать совет чаще, чем в каком-нибудь «Гарри Поттере»; а где-то за окном маячит полумифическая бабушка-инопланетянка.

Однако всё больше обрастая мистическй ересью, мир «Наруто» очень быстро теряет, так сказать, гражданское население. Хотя изначально подразумевалось, что ниндзя – это некие секретные войска на службе отдельных государств, взаимодействие синоби с простыми людьми вскоре не просто уходит на второй план, а фактически (за вычетом одной начальной арки) пропадает начисто. Перед нами мир, в котором существуют одни ниндзя, или Кищимото настолько наплевать?

Вся правда о «Наруто»

Да, можно возразить: дескать, для основного сюжета простые люди не то чтобы нужны, манга и должна фокусироваться на ниндзя и их жизни. Но кажется, что вселенная в «Наруто» не продумана дальше изначальной Конохи (Деревни Скрытого Листа), а автор прописывал её по ходу развития событий, не особо запариваясь тем, как окружающий мир функционирует и как взаимодействуют в нём все добавленные детали.

Следовательно, в сеттинг «Наруто» как таковой нет смысла вникать глубже начальной установки «Битвы узкоспециализированных магов, изображающих из себя ниндзя». Просто потому что мир служит не более чем поставщиком красочных декораций для занимательного сюжета, в котором бегают и дерутся.

Шесть путей Боли

Вся правда о «Наруто»

Нет, серьёзно. Почти каждая арка строится по одной схеме: разгорается конфликт → группа ниндзя бежит за кем-нибудь или от кого-нибудь → происходит пара стычек один на один → бегут дальше → опять дерутся → Наруто эпично забивает левел-босса → перерыв на рекреацию и думы о Саске.

Начальная история про мальчика, одержимого духом девятихвостой лисы и пытающегося стать самым главным ниндзя и так найти своё место в родной Конохе (где от него усиленно шарахается большая часть населения), быстро переключается на страдания Наруто и Сакуры по их возлюбленному Саске и моральные терзания самого Саске по поводу его семейства – это единственное, что можно хоть как-то принять за глобальный сюжет. В остальном «Наруто» исправно отыгрывает роль суррогата Dragon Ball, подкидывая более мощных противников ради того, чтобы было с кем подраться и ради чего взять очередной левел-ап.

Но в чём Кищимото преуспевает, так это в умении вписывать в беготню и бесконечные драки раскрытие второстепенных персонажей: тут флэшбек воткнёт к месту; там вовремя убьёт какого-нибудь наставника, чтобы наставить учеников на путь истинный; здесь подкинет такую мотивацию злодею, что его как-то и убивать жалко. Эти маленькие истории почти всегда оказываются гораздо увлекательнее, чем взаимодействие главных героев.

 
 

А всё же…

Так и получается, что «Наруто» – манга с посредственным сюжетом и не шибко выразительными главными героями, живущими в слабо проработанном мире и затмеваемыми второстепенными персонажами. Странная комбинация для популярного тайтла. Однако нельзя забывать о том, что соединяет все перечисленные компоненты, – об авторском стиле и подаче. Для манги качественная подача (красивая рисовка, хорошо поставленные битвы) зачастую компенсирует многие огрехи. И надо признать, что по большей части «Наруто» выглядит отлично. На фоне тотального экстерминатуса в последних арках, задники, откровенно говоря, страдают, но в целом рисовка и детализация на высоте, а дизайны персонажей радуют практически полным отсутствие карикатурности. Вдобавок Кищимото умеет делать красивые драки. Именно красивая рисовка и динамичные битвы являются одним из основных факторов успеха «Наруто». Ведь перед нами, по сути, обычная боевая манга, и читают её преимущественно из-за битв. Наплевав на недостатки сюжета и протагонистов, читать мангу интересно и относительно легко.

Вся правда о «Наруто»

Такая повествовательная динамика первоисточника прекрасно поддалась анимированию, породив в 2002 году затяжную аниме-адаптацию (220 серий – не шутка) от студии Pierrot... почти наполовину состоящую из филлеров. Начавшись как дословная экранизация, сериал быстро догнал мангу-первоисточник, и его пришлось насильно растягивать путём добавления левых историй, никоим образом не влияющих на основной сюжет. Как ни странно, вопреки филлерам и подчас кошмарному уровню рисовки (167 эпизод, особо отличившийся в этом плане, превратился в мем), сериал снискал успех как на родине, так и за рубежом, куда он, пусть и с изрядными изменениями, добрался через пару лет, удачно попав на очередной западный бум аниме-культуры.

Ощутив свою безнаказанную удачу, студия Pierrot принялась активно плодить OVA-шки, полнометражные фильмы, отдельные спецвыпуски, имеющие слабое отношение к оригиналу, но хорошо зарабатывающие на известном имени и простой сюжетной формуле. А когда манга снова набрала отрыв от аниме, вышло и сериальное продолжение – «Наруто: Ураганные хроники», вот уже восемь лет успешно продолжающее традиции филлерства, наплодившее свыше 400 эпизодов и нагло игнорирующее тот факт, что оригинал успел закончиться.

Даже как-то перестаёшь удивляться тому, что «Наруто» остаётся популярным до сих пор, что в «Джампе» уже выходит продолжение Naruto Gaiden: Nanadaime Hokage to Akairo no Hanatsuzuki, что скоро стартующий на наших экранах «Наруто: Последний фильм» оказался ни черта не последним и что успели анонсировать сиквел «Наруто: Боруто».

Вся правда о «Наруто»
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии