«Каратель» — ролик о создании Розыгрыш сувениров фильма «Звёздные войны: Последние джедаи» Объявлены победители The Game Awards 2017 Netflix официально одобрил третий сезон «Очень странных дел» «Бэтмен Ниндзя» — сэйю и два трейлера
63
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Культура маргиналов

На экранах «Пиксели» — совместная попытка Адама Сэндлера и Криса Коламбуса напомнить о значимости гик-культуры и поностальгировать о временах её молодости. Попробуем выяснить, насколько у них это получилось, а также разберём другие известные примеры воспевания одного из важнейших направлений современной культуры.

71%   Пиксели 2015, Крис Коламбус РецензииКадрыВидео

Слово «воспевание» абзацем выше очень хотелось заменить на совершенно иное по значению слово «демаргинализация». Не удаётся избавиться от ощущения, что любители комиксов, видеоигр и фильмов соответствующей тематики всю жизнь оправдываются за свои увлечения. Причём неважно, какими средствами оправдываются — защищаются в простом разговоре где-нибудь в общественном месте (школа, университет, работа) или снимают кино за десятки миллионов долларов. Всё равно высказывание исходит с невыгодной позиции.

Индустрия комиксов существует чуть ли не с начала XX века; рисованные картинки с супергероями прошли сложный путь эволюции (читайте в ближайшей Википедии про золотой, серебряный и бронзовый века комиксов), чтобы в 80-х повзрослеть и обрести актуальный вид. Вошли в моду антигерои, появились «Хранители», «V значит Вендетта» и «Тёмный Рыцарь возвращается», доказавшие, что комиксные сюжеты могут быть вполне литературного уровня.

Почему главные последователи гик-культуры вечно представлены в маргинальных образах?

Игровая индустрия развилась быстрее. За 40 лет по объёму финансовых показателей она успела перегнать американский кинематограф, а аудитория крупных игровых проектов легко сравнится с числом посмотревших хороший летний блокбастер. «Гиковские» фильмы вроде тех же «Звёздных войн» или экранизаций Marvel и вовсе глупо оправдывать — это локомотив голливудского кино, на который приходится основная доля мировых кассовых сборов.

В общем, вокруг — и в жизни, и в интернете — миллион очевидных последствий того, что собой представляет современная поп-культура. Так почему же её главные последователи вечно находятся в каких-то маргинальных образах?

В первую очередь виноваты сами гики. Их инертность мышления и нежелание меняться играют с ними плохую шутку. Они сами предпочитают считать себя какой-то отдельной группой странных людей, занимающихся не менее странными вещами. Они сами противопоставляют себя «нормальным» и социально активным людям, у которых есть хорошая работа, успешные отношения и уверенность в себе.

В данном контексте очень показателен сериал «Теория Большого взрыва» — один из вреднейших для современной культуры проектов. Главные герои являются забавными ребятами, над которыми (или даже с которыми) не грешно посмеяться; у них пусть и слегка гипертрофированные, зато понятные и разделяемые нами увлечения — те же фильмы, настолки, комиксы. Однако из-за означенной гипертрофированности в отношении хобби, а также из-за до постыдного никакущих социальных навыков ассоциировать себя с четвёркой основных персонажей «TБВ» едва ли кому захочется. Они никчёмные слабаки, которым успех светит сугубо в узкоспециализированной профессиональной отрасли; но их достижения смогут оценить лишь единицы, ведь во всех остальных сферах жизни они остаются бесконечными лузерами.

Эта кучка задротов испортила вообще всё. Из-за них мы вынуждены всем что-то доказывать!

И чем могут занять себя эти аутсайдеры, не обделённые разве что интеллектом? Если бы они по-настоящему существовали, то их внимание, скорее всего, переключилось бы на алкоголь, наркотики или, на худой конец, мастурбацию в публичных местах. Во всяком случае, это (за вычетом публичной дрочки) куда более действенные средства эскапизма, чем игры и комиксы. Однако герои «ТБВ» фактом своего виртуального существования портят вообще все; ужасно, что именно таким сегодня представляется образ человека, увлекающийся некими направлениями поп-культуры.

Никто не отрицает, что идентичных товарищей не может быть в реальной жизни, — просто зачем культивировать подобные типажи, превращая их в посмешище? Такими темпами, несмотря на словесную этимологию, «гик» навсегда останется синонимом «задрота».

Впрочем, большинство попыток говорить о гиках и их увлечениях, что называется, изнутри примерно таким же и получается. Взять хоть отдельных персонажей из бесчисленного множества представителей покойного нынче жанра молодёжных комедий или лент вроде «Фанатов» (не футбольных; про группу идиотов, решивших спереть плёнку с «Первым эпизодом» до премьеры).

Редкие адекватные представители гик-сообщества.

Единственный режиссёр, которому удавалось из раза в раз рассказывать о гиках и их культуре как о ком-то и чём-то нормальном, — Кевин Смит. Его герои могут быть сколь угодно тупы, неудачливы и нереалистичны, но за них хотя бы не стыдно — а ещё их диалоги про «Звёздные войны» и комиксы всегда забавны и при этом похожи на разговоры живых людей, а не выдуманных картонных болванчиков. Смит остроумно обыгрывает свою любимую культурную тематику. Гиковство — яркая черта его персонажей, а не фундамент, на основе которого выстраиваются их образы (в отличие от примеров выше).

Простой мысленный эксперимент: после «Теории Большого взрыва», чьи герои топят за комиксы DC (неудивительно, ведь всё происходит под крылом компании Time Warner), хочется узнать больше про Аквамена, Флэша или Зелёного Фонаря? Ответ очевиден. А Смит? Как вы оцениваете его вклад в популяризацию истории про джедаев и Силу? То-то же.

«Пиксели» никак не оправдываются за увлечённость героев играми.

Наконец мы добрались до «Пикселей». Несмотря на ряд очевидных недостатков и не совсем заслуженный шквал критики в адрес нового фильма с Адамом Сэндлером, лента является прекрасным примером правильного оммажа современной культуре. Точнее, одному из её направлений — видеоиграм. Тут в «Пикселях» всё хорошо: и знание предметной области, и верность отсылок, и неплохой формат адаптации тематики в нарочито бредовый сюжет. Да и персонажи способны вызывать у зрителя хоть какие-то симпатии. Трое из четырёх героев никак не тянут на последних лузеров (один и вовсе — президент США), а видеоигры являются не самой важной, но заметной и приятной для них частью биографии.

Вдобавок «Пиксели» никак не оправдываются за увлечённость героев играми. Даже наоборот — дескать, смотрите, мы в космос отправили важнейшее культурное наследие, среди которого все игровые хиты начала 80-х.

Вот так и надо. А лет через пятнадцать от вещей вроде «Теории Большого взрыва» все будут недоумевать — мол, неужели это кому-то вообще смешно?

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии