Если задаться цель пересчитать по пальцам все более-менее известные военные фильмы последних лет, которые по-настоящему цепляют за живое, заставляют даже не шибко склонных к сантиментам мужчин втихомолку утирать набежавшую слезу (непременно скупую, конечно же) как среднестатистическая домохозяйка над сценой смерти Мэри из «Санта-Барбары» и на вопросы: «Ну как?» отвечать коротко и ясно: «Тронуло» в общем, для такого дела наверняка хватит одной руки, да и то в варежке.
А чего вы хотели? Жанр обязывает. «Спасение рядового Райана», «Черный ястреб» и прочие несомненные шедевры военного кинематографа тоже по-своему цепляют, но именно что по-своему. Пусть место и время для сопереживания в них остаются, акценты все же расставляются совсем иные на ураганность и аутентичность действия, красивую операторскую работу, музыкальное оформление и так далее, и тому подобное.
Все это, смешанное в правильных пропорциях и должным образом взболтанное, само по себе способно затронуть определенные струнки в чьей-нибудь душе. Но, как правило, не затрагивает. Чему никто особо и не огорчается, поскольку в голове опосля двухчасовой отсидки в киноокопах продолжают звучать взрывы, стрекотать автоматическое оружие, лязгать гусеницы и орать раненые. Война продолжается, а на войне особо чувствительные долго не живут.
Смотреть внимательно
Чего там намешал в свой Молотов-коктейль товарищ Бондарчук, одному ему и известно, однако факт налицо при тех же начальных условиях «9 рота» по эмоциональному накалу выигрывает у всех без исключения конкурентов даже не по очкам и не нокаутом, а решительным выстрелом в голову. Бах и нет на поле брани ни одного фильма, кроме этой вот истории о людях, попавших в Афганистан, и людях, оттуда не вернувшихся.
А вернувшихся практически нет, потому как даже выжившие, не контуженные и не покалеченные застряли в этой войне надолго, если не навсегда. И чтобы уразуметь это, не нужно быть выпускником МГУ с красным дипломом хватит самой заурядной, не подающей признаков атрофии сердечной мышцы.
«9 рота» это такое кино, в котором даже обычная сцена поклонения пьяных вдрызг и укуренных в дым солдат местной девочке-на-всех вызывает ее, мышцы, непроизвольное сокращение. Чего уж говорить о других, на порядок более трагичных эпизодах? Бондарчук-младший поставил на двойной зеро, коим здесь являются персонажи, и, уж простите за слегка неуместную меркантильностью, уйдет из казино с оттопыренными карманами, до отказа набитыми звонкой монетой.
Кто-то назовет это везением, другие начнут шептаться о шулерских замашках, ну а нам больше по душе та версия, в которой говорится о природном таланте. Очень уж приятная версия вселяет надежду на светлое и полное хороших фильмов будущее.
Большие и маленькие роли
«9 рота» действительно трогает, и этого у нее не отнять (никто, впрочем, и не собирался). Как не отнять и того, что картина меньше всего похожа на творение рук новичка в большом кино. Дебют, говорите? Да-да, конечно, очень смешно, повеселите нас еще немного.
Повествование льется до того гладко, без швов и разрывов, что такому умению рассказывать истории позавидовали бы иные мэтры жанра. Бондарчук на первых же минутах фильма раскручивает припасенное загодя лассо, ловко набрасывает его на зрителей и тащит их по пыльным дорожкам Афгана. А заарканенные и не думают сопротивляться знай себе глазеют по сторонам да присвистывают от удовольствия, смешанного с удивлением. Нет, ну кто мог подумать, что все так лихо завертится?
Постановка боев (в том числе и рукопашных), спецэффекты, операторская работа, актерские перфомансы все эти частички одного механизма не только являют собой отличный пример качественной, штучной работы, но и филигранно подогнаны друг к другу. Мало умело поставить сцену сражения бойцов девятой роты с прущими изо всех щелей душманами надо ведь еще заставить актеров прожить в ней несколько минут экранного времени, все это соответствующим образом снять, поиграв с ракурсом и цветопередачей, а потом нарезать так, чтобы не было ни секундного провисания, ни одного лишнего кадра.
Вообще, актеры «9 роты» отыграли на твердую пятерку, а кое-кто наработал и на парочку плюсов. Хороши, строго говоря, все, поскольку ткнуть пальцем в кого-либо из лицедеев и обвиняющее завопить: «Схалявил!» нет ни повода, ни желания. Но Лютый в исполнении Артура Смольянинова и Дыгало, которого играет Михаил Пореченков, отчетливо выделяются на фоне всех остальных персонажей.
Последнему даже не понадобилась прорва экранного времени его герой, считающийся второстепенным, вызывает искреннюю симпатию и сочувствие буквально со второго появления в кадре (первое слегка смазывается похожестью речи Дыгало на незабвенный спич комендор-сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки»). Талант, что ни говори.
Поводы
Конечно, жутко радует, что высокобюджетный военный фильм в нашей стране получил право на существование. Недешевую «9 роту» ждет непременный успех в прокате иначе и быть не может. Воодушевляет и то, что первая работа Федора Бондарчука вышел отнюдь не комом, и не блином даже красивейшим трехэтажным тортом, достойным того, чтобы подавать его к любому праздничному столу. Да и не только праздничному, конечно.
Но главный повод для радости это, как водится, появление на экранах еще одного отличного фильма. А чьего он производства, на какую тематику и сколько на него затрачено денег это уже дело девятое.
"9 Рота" Бондарчука - это добротный слепок с Кубриковской "Цельнометаллической оболочки", сделанная с другими целями, но по тому же самому рецепту - муштровка и отправление на войну. Собственно, и посткартинный синдром у вас может оказаться точно такой же - через неделю или около того первая половина фильма будет отчетливо сидеть в голове, отгоняя на задней план концовку, еще через некоторое время останется лишь она, а через год вы будет рекомендовать друзьям "9 Роту" с присказкой - "Поречников превзошел самого себя".
Вряд ли кто возьмется спорить, что прапорщик Дегало несет в себе квинтэссенцию фильма, его заряд, и уж точно является наиболее трагической фигурой, чем вся 9 рота вместе взятая. Хотя бы потому, что не умирает в горячке боя вместе с товарищами по оружию, а вынужден тихо загнивать и посылать на смерть все новых и новых детей, не имея возможности встать рядом, а только накрутить им нервы для максимальной готовности к войне. Также преступлением будет не упомянуть персонажа Серебрякова с его выведенной в цитаты фразой - еще одним, если не основным режиссерским месседжем, сказанным задолго до конца фильма. И без дураков героическая смерть молодых парней - тому лишь подтверждение.
Что ж до второй части фильма, то эмоциональный окрас смазывается на фоне бушующего визуального пиршества. Уделать пятиминутной сценкой падения самолета полуторачасовые "Зеркальные войны" - это уметь надо. Учитесь, бездари.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: