Реклама
   
   
Киберпанк-метроидвания Altered Alma скоро получит демо-версию Режиссёр Джеймс Ганн показал первые снимки 86-летнего Джимми Олсена в «Супермене» Новая супергероиня во вселенной Человека-паука пафосно ворвалась на сцену Жуткий ксеноморф в полный рост из «Чужого: Ромула» (фото) Победители «Эмми» 2024: триумф «Сёгуна» и «Оленёнка»

Эспен в королевстве троллей

Ashlad

Что нашёл Золушок?

«Младший вовсе был дурак» — характеристика не только русского Ивана, но и норвежского Золушка. Заграничный коллега — герой многих сказок, обычно младший сын, вроде бы неказистый и странный на фоне старших, однако благодаря смекалке достигающий успеха там, где они с громким плюхом ударяют в грязь лицом.

В фильме героя зовут Эспен, а прозвище Золушок он получает за то, что в хлопотах по хозяйству годится только на присмотр за домашним очагом… хотя нет, и на это не годится. Зато подтверждая известное одностишье «Урод в семье торговцев — композитор», полоротый в крестьянских делах Эспен оказывается толковым в совсем другой области. Очень он находчивый: постоянно находит то всякий хлам, то неприятности на свою и чужие головы… а то вдруг выход из сложных ситуаций. Казалось бы, для чего может пригодиться пустая банка из-под варенья или разбитое зеркало? Как выясняется, для многого.

По сюжету Эспен ищет похищенную принцессу (куда же в сказке без принцессы?), а на самом деле — самого себя. Через него раскрывается проблема прохождения проверки «свой-чужой», то есть принятия молодого человека группой более взрослых и авторитетных, на которых он не похож.

Для девушек фильм тоже припас проблему — буквальное «часики тикают»: мол, если не выйдешь до восемнадцати лет замуж за принца, то придётся выходить за тролля. Здешняя принцесса Кристин, как и пиксаровская Мерида, замуж не хочет — и сбегает из дома; но поскольку она не титульная героиня, её линия укладывается в считаные минуты, бунтарка быстро превращается в «деву в беде» (пусть и всё ещё норовистую).

Ну а титульный герой проходит долгий путь по сюжету и по сказочно красивым лесам и горам Норвегии. При взгляде на этакие пейзажи легче лёгкого поверить, что там живут тролли, хульдры, ведьмы. И ноккены — водяной будто выплыл с одноимённой картины норвежского художника Теодора Киттельсена. Не обошлись авторы киноленты и без другого национального сокровища — «В пещере горного короля» Эдварда Грига, которое прямо напрашивалось.

Сам горный король наиболее хорош за кадром. Следы его присутствия, приближающиеся треск и рёв, реакция перепуганных персонажей успешно нагнетают саспенс — но стоит главному троллю показаться во плоти, как напряжение спадает, он заурядный CG-монстр. Загримированная нечисть обаятельнее, особенно лесная ведьма — веет от неё тёплой ламповостью старых киносказок.

«Эспен в королевстве троллей» вообще старомоден. Но способен и удивить: развязка отчасти неожиданная, плюс родственные отношения выгодно отличаются от привычного фольклорного криминала. Зачастую ведь как? Протагонист превозмогает, но завистники обманывают/клевещут, отбирают все достижения, а самого героя расчленяют. Здесь иначе: старшие братья не топчутся весь хронометраж в кордебалете или даже за занавесом, чтобы под финал коварно напрыгнуть оттуда на героя, а вносят солидный вклад в общее дело, переходят от конфликтов к командной работе. Эспен не меняется, а раскрывает то, что в нём и так было; зато его старший брат Пер переживает существенную корректировку своих представлений о мире и близких, благодаря чему образ обретает объём.

Увы, о вице-антагонисте этого не скажешь. Вторым по злодейству после горного короля выступает датский принц Фредерик. Он почти карикатурно жестокий и самовлюблённый — то ли чтобы на контрасте усилить симпатичность Эспена, то ли чтобы отвесить пинок многовековому господству Дании (пренебрежительное отношение гадского принца к норвежским монархам-провинциалам подчёркивается при первой же встрече). Фредерик мог бы стать интереснее за счёт параллели с Эспеном по семейному положению: судя по скудности свиты и желанию усесться на провинциальный престол, он тоже младший сын, иначе бы сидел в своей Дании и сам выбирал из разных принцесс наиболее подходящую, а не рисковал головой ради пославшей его ко всем троллям Кристин. К сожалению, данную параллель приходится додумывать, фильм её не проводит.

Авторам необязательно было подыгрывать Эспену, принижая его соперника: Золушок хорош и сам по себе. Он находит многое — а что можно найти в нём? Уж явно не повод для насмешки в духе: «Рыжий, рыжий, конопатый, фехтовал с врагом лопатой!» Пусть даже лопата — точнее, лопатка для угля — наравне с прочей домашней утварью действительно оказывается неплохим оружием. Эспен — отрадное разнообразие среди поигрывающих мускулами витязей, метросексуальных принцев Чармингов и постмодернистских попаданцев. В нём сочетаются доброта, сообразительность, честность, храбрость, верность, скромность. Его заслуга не в том, что он всего лишь передумал убивать какую-нибудь зверушку, ибо та пообещала пригодиться, или удачно выдал сестёр замуж за чародеев: волшебного подспорья Эспен почти не получает, успеха добивается благодаря собственному труду и помощи братьев (а нередко и без неё).

Скандинавский фольклор так колоритен и богат, что на его основе можно соорудить гораздо более эпичную, хоррорную, психологичную историю. Однако авторы «Эспена в королевстве троллей» не распухали от наполеоновских амбиций, а на скромных мощностях делали классическую добрую сказку — пусть и с кое-какими нововведениями. В эпоху всяческих переосмыслений и деконструкций такой гость из прошлого кажется не устаревшим, а ностальгически милым.

   
   
Обсуждение рецензии
6 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
4 декабря 2017

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
65%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3ЕВА
 
 
2Телеовощи – 566: Ублажающий отца
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 637: Дипфейки для «Властелина колец», «Кукушка», триллер от Netflix, сборы «Битлджуса 2»
 
8ЕВА – 598: Эскалация в зад
 
2Телеовощи – 565: Планета гэнг-бэнгов
 
0Ноль кадров в секунду – 543: Вечные права
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 636: «Ловушка» М. Найта Шьямалана, «Виды доброты», «Максин XXX» и «Чужой: Завет»
 
3ЕВА – 597: Выдрочка
 
2Телеовощи – 564: Эксперименты над мамкой
Ещё

Новые комментарии