КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Принцесса Ирулан демонстрирует свой ум в свежем промо-ролике «Дюны 2» Жуткий Билл Скарсгард и остальные экшен-персонажи на постерах «Пацана против всех» Лео Бонарта в «Ведьмаке» сыграет Шарлто Копли Новое «Очень страшное кино» выйдет на большие экраны в 2025 году Эпик «Годзилла и Конг: Новая империя» выйдет на цифре 17 мая

Испытание

Переплетённые иксы на чьих-то руках

Ленту, держащуюся на одном автомобилисте и его телефонных разговорах с закадровыми персонажами, мы недавно видели – «Лок» звалась. А вот чтобы бесед совсем не было… Да, в 2014 году, когда зрители легко могут получить полный визуально-аудиально-осязательно-обонятельный эффект присутствия, возник привет из прошлого – немой фильм.

…ну, не совсем немой. Издают привычные звуки природа и техника, грохочет взрыв – только люди хранят молчание. Однако история понятна и без слов, ведь ситуация «Два парня ухаживают за одной девушкой» стара, она возникла задолго до рождения первого мамонта.

Александр Котт не впервой делает из экрана окно в двадцатый век: 1941 год в «Брестской крепости», послевоенное время в «Ехали два шофёра», 1979 год в «Тёмной стороне Луны», 1980 год в «Охотниках за бриллиантами» и так далее. На сей раз действие разворачивается в середине двадцатого века – когда в Семипалатинске шли испытания первых атомных и водородных бомб. Однако в центре внимания не военнослужащие, а мирные жители: трое местных степняков (отец Толгат, дочь Дина, её сосед-ухажёр Кайсын) и заезжий юноша-фотограф Макс. В самом начале Дина слушает по старому радиоприёмнику, запитанному от генератора грузовика, арию «О, Коломбина!» из оперы «Паяцы» – и эта деталь о многом говорит. Заодно на ум приходят «Куклы» Такеши Китано: люди встречаются, расстаются, отчаиваются и надеются – но над ними нависает судьба и, невзирая на их надежды и страхи, дёргает за ниточки так, как ей заблагорассудится.

По словам режиссёра, он стремился показать привычный порядок вещей, когда ничего не происходит, а потом потихонечку подкрадывается нечто. Сперва в размеренную жизнь вторгается чужак – Макс. Затем даёт о себе знать сила, против которой бессильны кулаки или ружьё, – радиация. Вплоть до финала она присутствует опосредованно: словно ядовитая змея, таится в сумке с украденными железнодорожными костылями, невидимая и неосязаемая – лишь специальные датчики способны её засечь. На пути к ней колючей стеной встаёт железная проволока. Увы, такая преграда способна защитить полигонные испытания от посторонних людей – но не людей от испытаний.

При этом Котт твёрдо держался того мнения, что «взрыв должен быть красивым». Фильм вообще филигранно снят – недаром на минувшем «Кинотавре» его наградили Гран-при, а также призом за «Лучшую операторскую работу» и призом гильдии киноведов и кинокритиков. Изначально, три года назад, планировалось, что режиссёром станет Игорь Чухрай и что он поставит масштабную драму со сложными декорациями и спецэффектами. Потом продюсеры поскребли в затылках, поняли, что на эдакие амбиции бюджета не хватит, и сменили курс. Не прогадали. Лучше меньше, да лучше, как говорится. Пусть даже Котт признавался, что-де коллектив чётко понимал: получится не прокатное кино, деньги будут выброшены на ветер.

Как бы то ни было, Альфред Хичкок недаром называл немые фильмы «самой чистой формой кинематографа». Герои молчат – а история звучит. Вот уж действительно – кинокартина. Александр Котт отмечал, что при работе над «Испытанием» они с соратниками придумывали не сцены, а кадры. Оно и видно. На экране одновременно и винтаж, и условность. Старые предметы быта, одежда, средства передвижения (в титрах есть строчка «Игровой транспорт». Справедливо: грузовик с «кривым стартёром», самолёт без крыльев, мотоцикл на «корриде» – полноправные участники событий) соседствуют со сделанными специально для съёмок домом и деревом. Степь не казахская, актриса тоже – она наполовину кореянка. Однако в том и смысл художественного произведения: сплести выдумку с реальностью так, чтобы те стали гармоничным единым целым, не документальным, но правдоподобным. Даже животные, чуткие к фальши, поверили: птицы прилетали на искусственное дерево, а одно пернатое семейство свило гнездо в доме-декорации – и оперившиеся птенцы улетели прочь за день до того, как авторам надо было снимать сцену взрыва.

Собственно, фильм и начинается с пустого гнезда. На экране много говорящих образов: к примеру, отец героини «проглатывает» солнце, жизнь и взрыв уподобляются космическому светилу: зарево разгорается на горизонте независимо от желаний обывателей. Между прочим, энергия, высвобождаемая во время солнечных вспышек, способна достигать миллиардов мегатонн в тротиловом эквиваленте. Однако солнце далеко, да и к его радиации обитатели планеты успели привыкнуть, за миллиарды лет-то. А вот к рукотворным взрывам на расстоянии сорока километров – пока нет.

Повседневность привычна, как регулярные восходы и закаты. Кому-то она кажется стабильной – но в действительности она такая же не вечная, как и листья на дереве. Налетит мощный порыв ветра – и поди угадай, кто останется, а кто исчезнет.

   
   
Обсуждение рецензии
8 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
16 сентября 2014

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
37%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
2Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
 
9Ноль кадров в секунду – 524: Цифровой отсос
 
 
7ЕВА – 579: Плохие положительные тесты
 
3Телеовощи – 546: Та самая серия
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
2Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме