Реклама
   
   
Опять обошлись без Джеймса Кэмерона: студия Warner Bros. готовит ремейк классики научной фантастики Анимационный шедевр «Дикий робот» заслужил сиквел и быстрый релиз на цифре Человек-паук окончательно победил Зелёного гоблина в последнем выпуске The Amazing Spider-Man «Йеллоустоун» без Кевина Костнера — вышел трейлер финальных серий неовестерна Донни Йен отоваривает всех справедливостью в тизере экшена «Прокурор»

Лазурный Фафнир: Мёртвый агрессор

Fafner

Без шуток
Однажды жарким летним днём остров Тацумия явил своё истинное лицо – и всё изменилось. Ты не знал, забыл, но тревогой пронзило ещё до пронзительного звука сирены над зелёными холмами. А потом асфальт исхоженных дорог вздыбился защитным валом, набережная ощетинилась орудиями, отверзлись чрева убежищ. Ты был в смятении, а взрослые спешили занять знакомые боевые посты в футуристических глубинах острова, потому что они знали, они боялись, они ждали – и враг пришёл. Жизнь уже никогда не будет прежней: светлые коридоры, пронизывающие сердцевину острова, станут родными, ты привыкнешь к медицинским осмотрам, к просторным ангарам, к пилотированию робота серии «Фафнир». Может быть, даже сражения станут рутиной, ведь странные существа – фестум – появляются рядом с островом всё чаще, протягивают к тебе свои руки, что будто из жидкого золота, и задают один и тот же вопрос детским голосом. И нет у тебя ответа на него, и почему-то это так страшит… Ты не можешь ответить на такой простой и наивный вопрос: «Ты здесь?».

Так, а теперь отставим всяческие поползновения в сторону высокого штиля, этого добра в самом сериале хватает. История про борьбу людей с инопланетянами рассказывается так серьёзно, что порой аж скулы сводит (этот возвышенно-непорочный настрой не в силах поколебать даже оригинальный дизайн комбинезонов пилотов «дырка-на-дырке»!).

Фабула такова: человечество уж тридцать лет ведёт неравный бой с чудными космическими тварями, которые обладают коллективным сознанием, умеют читать мысли и поглощать людей. Счёт поглощённым идёт на сотни миллионов, некоторые страны уже стёрты с лица Земли. Наиболее эффективным средством сопротивления фестум оказываются фафниры – человекоподобные роботы, могущие защитить пилота от психического воздействия инопланетян. На секретном острове Тацумия была разработана последняя модификация фафниров, управлять которой могут только дети, родившиеся на острове.

Странные пришельцы атакуют одно и то же место, скрывающееся под землёй; противостоят им подростки, управляющие диковинными роботами, которые не суть совокупность деталей и проводов, – больше с «Евангелионом» сравнивали разве что «Ра-Зефон». Надо сказать, что Soukyuu no Fafner и упомянутый монстр индустрии, осиянный славой в веках, совершенно разные по настроению и смыслу, но вот кое-какие сюжетные компоненты «Фафнира» просто бессовестно похожи на события «Евангелиона». Большая часть сходства сосредоточена в завязке сериала, но в середине повествования, например, авторы устраивают герою, потерявшему связь с внешним миром, сеанс психоанализа в одиночестве кабины. Право, нехорошо, лучше бы «Фафнир» походил на «Евангелион» – и далее не будем поминать его всуе – выпуклостью образов персонажей, но как раз в этом аспекте они совершенно разные.
   
   
   
   
Действующих лиц в сериале много, причём в силу того, что остров Тацумия скрывается от мира, всё многообразие их взаимоотношений и связей приходится принимать как данность. В такой ситуации ожидаешь постепенного раскрытия характеров и мотивов персонажей – а они вдруг начинают погибать уже в первой серии! Гибель некоторых показана мимолётно, видимо, с целью продемонстрировать суровость наставших времён, смерти иных подаются торжественно и старательно. Только вот сложно сопереживать персонажу, пусть даже и погибающему, если он для тебя пока ещё не более чем набор характеристик, а авторы настойчиво твердят: «Проникнись, человече!»

Через некоторое время становится понятно, что на персонажей в Soukyuu no Fafner вообще особенно не отвлечёшься. Пилоты – личности все заурядные, типажи коих кочуют из сериала в сериал, обладают психологией на уровне «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». Узнав шокирующую правду о положении дел в мире, дети послушно лезут в фафниров, лишь побурчав немного, что так долго от них скрывали истину. Вот так, растили ребят в мирных условиях, а получили идеальных солдат. Главный герой, правда, на исходе первого десятка серий ненадолго задумывается: «Камо грядеши?», но рефлексия оказывается недолгой и такой продуктивной, что парень вскоре продолжает крошить фестум с одухотворённой физиономией. Дефицит оригинальности юных характеров отчасти искупается тем, что герои-подростки рассматриваются в совокупности со своими родителями, которых наградили либо небезынтересным прошлым, либо какой-то оригинальной особенностью нрава, – хоть какое-то свежее веяние. Правда, чаще всего взрослые ходят с серьёзной миной осознания своей ответственности за молодое поколение. Детишки, не доросшие до пилотирования, изо всех сил пытаются быть миленькими (при таком-то дизайне персонажей – тщетно) и навязчиво озвучивают младенческие истины, прописанные в сценарии.

Так что же получается? Сюжет не блещет оригинальностью и крутыми поворотами, раскрытие загадок лишает его привлекательного флёра тайны, а многократное использование слов «хромосомы» и «синергетика» плохо сочетается с местной безумной фантастикой (остров с моторчиком – только начало). Персонажи не из тех, что заставят закрыть глаза на огрехи сюжета и испытать сильные эмоции, хотя авторы и не стесняются умерщвлять их как можно трагичнее. И всё же сериал запоминается.

Правит бал в Soukyuu no Fafner атмосфера. Она неспешно обволакивает поначалу звуками музыки: тревожно дрожат струны рояля, драматично трепещут скрипки, звучно выдыхают трубы Варшавского филармонического оркестра, Angela в опенинге прекрасным низким голосом гортанно выпевает слова прощания со счастливыми днями… И вдруг не самый сильный сюжет и блёклые персонажи оказываются идеальной основой для создания одухотворённого, непорочного и серьёзного настроения. Все двадцать пять серий Soukyuu no Fafner остаётся на этой возвышенной волне даже при наличии пляжного эпизода, посещения бани и летнего фестиваля – уму непостижимо! Может, дело в активном использовании названий и имён из скандинавских и германских легенд, но постепенно повествование пропитывается совершенно эпическим духом. По привычке ожидаешь превозмогания и следующего за ним катарсиса – и не получаешь. Превозмогание здесь редко, и последствия его всегда печальны. В боях мало зрелищности, зато в избытке возвышенных страданий – пафоса, пафоса, пафоса в его первозданном значении, который слабо выражается героями, но в атмосфере сериала приобретает накал настоящих страстей.

А обезоруживающе простой вопрос перестанет быть пугающим, если найти в себе силы дать на него такой же простой ответ. Это не решит всех проблем. И победа не принесёт облегчения, ведь жизнь – страдание… Но главное, что ты – здесь.
Обсуждение обзора
12 комментариев
Поделиться:
Евгения Горбунова
21 апреля 2011

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
100%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
Ещё

Новые комментарии